Папки-передвижки

Контрольная работа по специальной психологии «Общая характеристика периода новорождённости»

Алёна Воронкова
Контрольная работа по специальной психологии «Общая характеристика периода новорождённости»

Введение

Знать особенности психического развития ребенка на первом году жизни необходимо, так как от того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление личности.

На протяжении первого года жизни (при соблюдении определенных условий) ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, учится передвигаться в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает развитие движений рук: хватание, манипулирование предметами формируют двигательные навыки. С их помощью ребенок знакомится со свойствами вещей, что существенно изменяет характер его психической активности. Процесс манипулирования предметами, представляющий собой переход от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий, способствует развитию интеллекта ребенка. К концу первого года жизни у малыша складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в окружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта.

Публикация «Контрольная работа по специальной психологии „Общая характеристика периода новорождённости“» размещена в разделах

Период новорожденности

Период новорожденности — длится от рождения до двух месяцев. Главное, что происходит в этот период, — адаптация всех систем организма новорожденного ребенка к окружающему миру. Психоаналитики, вслед за 3. Фрейдом, сам факт рождения называют кризисным, первой травмой, которую переживает ребенок. Рождение — это, безусловно, кризис, переход от внутриутробного к внеутробному состоянию, когда многие физиологические системы организма ребенка вынуждены перестраиваться или начинать функционировать заново. Акт рождения — это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Этот переходный период был назван периодом новорожденности. Все поведенческие проявления подчеркивают именно переходный характер детской жизни сразу после рождения. Действительно, если внутриутробное питание носило характер паразитического питания за счет материнского организма, то внешнее питание должно характеризоваться употреблением каких-либо продуктов, доставляемых из внешней среды. Ребенок же питается материнским молоком, т. е. сохраняет биологическую зависимость от матери. Особенность этого питания состоит в том, что, находясь вне матери, ребенок не обращается к продуктам внешнего мира, а продолжает питаться за счет того организма, внутри которого он развивался, но уже не внутренним (паразитическим) способом, а внешним. Промежуточный характер питания этого вида определяется тем, что, с одной стороны, ребенок находится вне организма, а с другой – продолжает питаться за счет организма. Сон новорожденного также является чем-то промежуточным между бодрствованием и сном взрослого человека: ребенок и не бодрствует, и не спит, он как бы дремлет. Проявляется эта особенность, например, в процессе кормления: младенец может сосать материнскую грудь, не открывая глаз. Его сон еще не отдифференцирован от бодрствования. Со временем дремотное состояние начинает прерываться периодами бодрствования и периодами сна. Таким образом, развитие процессов активности при переходе от внутриутробного к внеутробному состоянию характеризуется следующей направленностью: сон во внутриутробном состоянии – дремота в период новорожденности – выделение фазы сна и активного бодрствования в последующем развитии. Двигательная активность новорожденного также носит переходный характер: хотя он и может совершать ряд движений рефлекторного характера, но передвигается в пространстве с помощью матери, что представляет собой промежуточный вариант между перемещением плода и самостоятельным движением более взрослых детей. Характеризуя период новорожденности, отмечается, что он представляет собой разрыв со старым существованием и одновременно начало новой внеутробной жизни. Поскольку такой переход совершается быстро, есть основание рассматривать период новорожденности именно как критический.

Особенности психики новорожденного.

Центральным новообразованием этого этапа выступает индивидуальная психическая жизнь ребенка. Специалисты подчеркивают в ней три момента. Во-первых, ребенок охвачен недифференцированными переживаниями, представляющими собой "сплав влечения, аффекта и ощущения". В этот момент поведение ребенка обусловлено преимущественно функционированием подкорковых структур, что, видимо, и определяет эффективность детской жизни на первом этапе возрастного развития. Вторая особенность психики новорожденного характеризуется тем, что он не отделяет себя и свои переживания от окружающего мира, не различает социальных и физических объектов. Проявляется данная особенность в том, что даже в более позднем возрасте ребенок может укусить свою ногу, взяв ее в рот, причинив себе боль, как если бы нога была посторонним объектом, не принадлежащим ребенку. Социальная жизнь ребенка в этот период отсутствует. В-третьих, восприятие мира детьми этого возраста представляет собой нерасчлененное впечатление о конкретной ситуации в целом. Как показывают наблюдения, даже более взрослые дети задолго до того, как начинают выделять отдельные свойства ситуации, реагируют на сложные комплексные воздействия: на интонацию голоса, на лицо матери. Такие впечатления аффективно окрашены. Ребенок переживает скорее состояния, чем какие-либо объективные содержания. Такая инстинктивная жизнь, как и любое новообразование критического периода, не сохраняется в своей целостности, а, преобразуясь, включается в последующие психические структуры, подчиняясь им и теряя свою самостоятельность. Хотя возникшая к концу периода новорожденности индивидуальная психическая жизнь своим механизмам и является инстинктоподобной, но обращена она к взрослому, т. е. социальна по своей сути. Данное обстоятельство позволяет определить границы периода новорожденности. Они связаны с реагированием ребенка на взрослого. Такая реакция типична для младенцев третьего месяца жизни. Ребенок улыбается при виде взрослого, гулит, проявляет двигательную активность. Данная реакция, названная впоследствии комплексом оживления, характеризует переход к следующему этапу психического развития – младенчеству.

Кризис новорожденности

— это период перехода от внутриутробного к внеутробному образу жизни. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка.

Вот как описывает момент рождения ребенка Е. В. Субботский[1]:

«Тюрьма», доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стремясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила давит так, что смерть кажется неминуемой. Страдания и боль достигают вершины.

И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше «тюрьмы», нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, головы, ничто не поддерживает его.

Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие ее, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, - разве все это не говорит, не кричит нам: «Не трогай меня, не трогай меня!» - и в то же время: «Не бросай меня, не бросай меня!». Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, не за порогом жизни, а в ее начале. Что если вас нагими поместить в холодильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? «Такое и в страшном сне не приснится», — скажете вы. И тем не менее не то же ли испытывает ребенок, впервые увидевший свет?

Рождение и весь следующий за ним период новорожденности (от рождения до 2 месяцев) психологи называют кризисным, переходным периодом.

Причины кризиса новорожденности следующие:

• физиологические — рождаясь, ребенок физически отделяется от матери, он попадает в совершенно иные условия существования (холод, яркая освещенность, смена питания и т. д.);

• психологические — ребенок перестает ощущать тепло матери как неотъемлемое и постоянное, что приводит к чувству тревоги и незащищенности.

Новорожденный не имеет ни одного готового акта поведения, ни одной сложившейся формы движений. Даже безусловный сосательный рефлекс нуждается в «доводке», т. е. некотором обучении ребенка в первые дни жизни. Безусловные рефлексы новорожденного, если их постоянно тренировать и включать в ситуацию взаимодействия со взрослыми, могут войти в состав более сложных действий (ходьбы, схватывания, удержания предметов и пр.). В то же время сложный набор безусловных рефлексов детенышей животных позволяет сложиться взрослой особи с активными защитными, охотничьими, материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормального существования.

Человеческий детеныш, по сравнению с детенышем любого животного, абсолютно беспомощен (не только потому, что он не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него нет ни одного сформированного поведенческого акта, но это не слабость, а сила ребенка. Его биологическая беспомощность имеет безграничные возможности приобретения новых форм поведения (усвоения опыта) и обеспечивает гибкость адаптации. Решающее условие выживания новорожденного — это уход взрослого человека, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Любое отношение к предмету осуществляется только посредством взрослого человека.

Поэтому основным противоречием кризиса новорожденности является максимальная нужда во взрослом и минимальные средства взаимодействия с ним. В этом противоречии заложена основа всего психического развития ребенка в младенческом возрасте.

Итак, новорожденный

– это ребенок с момента рождения до 4 недель. Различают доношенных (родившихся в сроки от 38-й до 42-й недели беременности, недоношенных (родившихся между 28-й и 38-й неделями беременности) и переношенных (родившихся в 42 недели и позже). Как правило, доношенные дети морфологически и физиологически подготовлены к внеутробной жизни – активны, хорошо берут грудь, активно сосут, крик громкий, вес - от 2600 до 5000 г, рост - от 48 до 57 см. Период новорожденности – это период приспособления ребенка к новым условиям жизни. Начинается он после родов с момента перевязки пуповины и длится 18-24 дня.

С момента рождения в организме ребенка происходит целый ряд изменений: возникает легочное дыхание, происходит перестройка кровообращения, начинаются процессы сосания и пищеварения, изменяется обмен энергии, повышается основной обмен. В этот период жизни значительного полового различия между женским и мужским организмом нет. Период детства характеризуется относительным покоем женской и мужской половых систем.

Рассмотрение периода новорожденности как переходного выявляет процессы перестройки индивидной организации ребенка на разных ее уровнях. На соматическом уровне происходят разного рода адаптивные сдвиги в жизненно важных функциях и системах. Общим показателем адаптационных процессов: является потеря веса, составляющая 5–6% от первоначального, В нормальных условиях процесс снижения и последующего восстановления веса происходит в течение первых трех недель жизни.

Слабость процессов возбуждения и торможения в первое время после рождения определяет своеобразное переходное состояние от сна к бодрствованию, выраженное в том, что 80% времени ребенок проводит во сне, который не сконцентрирован в определенное время суток. У новорожденных с низкой и неустойчивой возбудимостью увеличение реобазы и хронаксии при действии посторонних раздражений указывает на быструю истощаемость нервных клеток3.

Все основные функции организма ребенка находятся в положении неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения состояния окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важных процессов жизнедеятельности.

Период новорожденности – первый критический период развития ребенка.

Социальная среда, в которой рождается ребенок, оказывает влияние на его развитие. В понятие «социальная среда» входят: пол ребенка, его положение в семье, счастье его матери, социальная позиция семьи, уровень образования и др. В раннем развитии ребенка проявляется личность матери, ее способность любить, регулировать все «можно» и «нельзя». Вероятность здорового развития ребенка выше, если мать довольна своим положением в жизни.

Таким образом, первая фаза развития ребенка связывает биологическую наследственность новорожденного с его социальным наследием. Эта фаза вводит младенца в окружающую среду и составляет основу для расширения его взаимодействия с окружающим миром.

Список используемой литературы

1. Выготский Л. С. «Психология развития человека» — М. : Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.

2. Волков Б. С. Детская психология: от рождения до школы/ Б. С. Волков,Н. В. Волкова. -4-е изд., перераб. - СПб. и др. :ПИТЕР,2009.

3. Специальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. С. Слепович [и др. ]. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2012. — 511 c.

4. Субботский Е. В. «Ребенок открывает мир», СПб. : Питер. 2005.

Публикации по теме:

Административная контрольная работа по биологии «Организменный уровень жизни» для 11 класса Спецификация административной контрольной работы учащихся 11 класса по биологии 1. Назначение работы Работа предназначена для проведения.

Фоторерортаж «Прогулка по Парку Янтарного Периода» ко Дню динозавров на МAAMФоторерортаж «Прогулка по Парку Янтарного Периода» ко Дню динозавров на МAAM Динозаврики, может вы гуляете в Африке. И жуёте баобабы на завтраки. Динозаврики, динозаврики. (Виктор Резников) Слова это замечательной.

Итоговая комплексная контрольная работа. 2 класс Итоговая комплексная контрольная работа 2 класс Поющая у проруби Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу. Когда я вышла.

Итоговая контрольная работа «Встречи со знаменитыми композиторами. И. С. Бах» в 4 классе 1 четверть Ответь на вопросы: 1. Назови годы жизни и смерти композитора___ 2. В каких жанрах работал И. -С.

Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа)Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа) Цель: познакомить детей с новым для них праздником. Задачи: Развивать у детей интерес к событиям происходящим в Крыму; формировать у детей.

Контрольная работа для учащихся 10 класса «Творчество Н. А. Некрасова. Стихотворения. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» 1 ВАРИАНТ 1) Некрасова звали: а) Иван Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Сергей Алексеевич г) Николай Алексеевич 2) Некрасов а) совершил.

Контрольная закупка. Не дайте себя обмануть!Контрольная закупка. Не дайте себя обмануть! Уважаемые друзья и гости моей странички! 18 октября прошел праздник всех сладкоежек, "Всемирный день конфет". И мы тоже решили отметить.

Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста на год В этом возрасте важно: 1. Индивидуальный подход к ребенку 2. Организация адаптационного периода 3. Гибкий режим 4. Учет домашних привычек.

Отчет МБДОУ о проведении летнего-оздоровительного периода ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Заведующий МБДОУ ДС № 4 «Березка» Протокол № 1 ___ от «31» августа.

«Здравствуйте, я пришел». Фотоотчет адаптационного периода«Здравствуйте, я пришел». Фотоотчет адаптационного периода Все мы знаем, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. В этот период необходимо всем, включая педагогов проявить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Контрольная работа по специальной психологии «Общая характеристика периода новорождённости» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алёна Воронкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Контрольная работа по специальной психологии «Общая характеристика периода новорождённости»
Опубликовано: 25 января 2021 в 11:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД