Папки-передвижки

Консультация «Детские культурные практики в реализации образовательной программы дошкольного образования»

Людмила Полонская
Консультация «Детские культурные практики в реализации образовательной программы дошкольного образования»

Воспитание растущего человека связано с освоением им культуры как квинтэссенции общечеловеческого опыта.

Формирование общей культуры ребенка закреплено за дошкольным образованием Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 64)

Культурные практики — это обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми (Н. Б. Крылова). Культурные практики сопряжены с активной, самостоятельной, разноаспектной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, а также способов ее осуществления и разных форм организации, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях. Можно сказать, что культурные практики — это эффективный путь решения наиболее острых проблем современного дошкольного и начального школьного образования, направленного на позитивную социализацию и гибкую индивидуализацию.

Публикация «Консультация „Детские культурные практики в реализации образовательной программы дошкольного образования“» размещена в разделах

Средством развития личности дошкольника, формирования его общей культуры согласно федеральному государственному образовательному стандарту выступают культурные практики, которые должны быть представлены в содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования. Культурные практики подбираются авторами программы или разрабатываются ими самостоятельно. Следовательно, педагог дошкольного образования должен уметь проектировать и реализовывать культурные практики дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов дошкольных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности.

Практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (поскольку культура — сущностное качество любого вида и любой формы человеческой деятельности). В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок. В культурных практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются детьми в разных вариантах их сочетания (подчас неожиданных для взрослых).

Культурные практики — это также стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более старшими, когда дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. И это — обогащение опыта дружбы, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы, эмпатии. Здесь истоки «скрытого» нравственного воспитания, эмоционально-волевого развития и освоения «фонового» знания.

Структурными компонентами культурной практики дошкольника выступают : содержание развивающей предметно-пространственной среды; содержание самостоятельной и совместной деятельности ребенка; предполагаемый эмоционально-чувственный опыт, который получает ребенок; культурные события, в которые включается ребенок; объекты культурной памяти; объекты культурного опыта; культурные умения, которые осваивает ребенок.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда должна позволить освоить культурную практику самостоятельно.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для деятельности ребенка, способствует полноценному проживанию дошкольного периода

В организации деятельности детей важную роль играет поиск баланса между предоставлением свободы действий и необходимостью передачи знаний, формирования умений и навыков, которые обеспечат ему успешное взросление, успешное вхождение в социоприродную и социокультурную среду.

Содержание самостоятельной и совместной деятельности ребенка

Содержание самостоятельной и совместной деятельности ребенка включает описание структуры деятельности в условиях культурной практики и ее содержание : этапы организации и реализации ребенком собственной деятельности.

Постоянно изменяющаяся социокультурная среда оказывает влияние на условия, имеющие непосредственное отношение к ребенку (игрушки, развивающее оборудование, художественная литература и экранные продукты). Это делает необходимым формирование в ребенке потребности самому постоянно осваивать новое, готовности положительно принимать перемены и активно в них участвовать, готовности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Чтобы подготовить детей к безопасному вхождению в социокультурную среду, необходимо формировать у них предпосылки активного освоения действительности и проявления себя в ней, целеполагания и способности добиваться поставленной цели, умения заботиться о себе и о других, способности повлиять на свой мир, делая его лучше и радостнее.

Совместная деятельность характеризуется единством места, времени, действия, общей цели; осуществляется при инициативе координации и управлении действиями участников внутри общего способа действия; происходит на фоне совместных переживаний; учитывает особенности каждого участника. Структура совместной деятельности включает: единый мотив, действия по достижению единой цели, общий результат, который выражается индивидуальных и групповых оценках достигнутого.

В совместной деятельности осуществляются многие виды деятельности дошкольников, что способствует их личностному и культурному развитию.

Эмоционально-чувственный опыт, который получает ребенок

Эмоционально-чувственный опыт включает пережитые, переживаемые и рефлексируемые эмоции и чувства; эмоциональное отношение и эмоциональное взаимодействие с другими людьми; представления об эмоциях; выражение эмоций и познание чужих эмоций; навыки управления эмоциями.

Культурные события, в которые включается ребенок

Культурное событие – явление, факт культурной деятельности человека. Примеры видов культурных событий в дошкольном образовании : выставка, праздник, спектакль, просмотр мультипликационного фильма, презентация книги, спортивное соревнование, творческая встреча, конкурс, ярмарка, фестиваль, акция, социальный проект, викторина, экскурсия.

Объекты культурной памяти – это готовая социальная информация, накопленная в культуре : представления-образы (тексты, изображения, достопримечательности, нормы и правила деятельности.

Содержательное наполнение культурной памяти – это элементы нематериальной культуры : результаты социальной деятельности и мышления предшествующих поколений, выраженные в идеальной форме.

Культурная память обеспечивает связь прошлого с будущим, воспроизводит культурное содержание и актуализирует его в настоящем.

Культурная память обеспечивает подрастающему поколению знания и информацию и задает образцы социокультурной деятельности, что обусловливает понимание мира. Это делает индивида культурным.

Как показывает практика, данный компонент по разным причинам может вызывать затруднения у педагогов дошкольного образования. В этом случае считаем допустимым описание его через объекты духовной и материальной культуры.

К объектам духовной культуры С. Н. Кройтер относит культурные феномены, выраженные в идеальной форме и являющиеся элементами жизнедеятельности конкретного социума: представления, идеи, верования, ритуалы, обряды, фольклор, смыслы, научные теории и концепции, поэзия, мифы, идеологии и т. д.

К объектам материальной культуры – предметы материальной среды (культурные артефакты, выполняющие различные социальные функции: орудия труда, предметы быта, сооружения и постройки, предметы религиозных культов, произведения искусства.

Объекты культурного опыта

Объекты культурного опыта включают описание возможностей социализации ребенка и процесс усвоения мировоззренческих, эстетических и духовно-нравственных (этических) установок, описание способов сохранения и обновления культурного опыта.

Объекты культурного опыта – это нормы, ценности, установки, образцы поведения, способы деятельности, которые осваивает ребенок.

Культурные умения, которые осваивает ребенок

Культурные умения включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм.

Культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков; определяют своеобразие его действий (индивидуальные особенности); принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых культурных образцов деятельности и поведения.

Таким образом, культурные практики как способ организации образовательной деятельности ребенка в дошкольной образовательной организации закреплены нормативными документами федерального уровня. Сущность и содержание культурных практик раскрывается в философских, психологических, педагогических, культурологических исследованиях прежде всего через понятия «культура» и «практика».

Структура культурных практик в современных условиях определяется прежде всего через исследованиями Н. Б. Крыловой, И. А. Лыковой.

Список использованной литературы

1. 1. Лыкова, И. А. Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка / И. А. Лыкова // Педагогика искусства. – 2016. – №2. – С. 92–97.

2. 2. Муратова А. А. Особенности организации культурных практик в дошкольном образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №3. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-kulturnyh-praktik-v-doshkolnom-obrazovanii

Публикации по теме:

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

Фото и видеоотчет о реализации программы дополнительного образования по адаптацииФото и видеоотчет о реализации программы дополнительного образования по адаптации с 15 сентября начала работу по дополнительному образованию «Кроха» Цель программы: создание благоприятного воспитательно-образовательного.

Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение»Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение» «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №411» Организация образовательной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Детские культурные практики в реализации образовательной программы дошкольного образования»
Опубликовано: 6 мая 2024 в 08:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД