Лучший педагог года

Консультация «Роль семьи в обучении дошкольника правилам безопасного поведения на улице»

Алёна Рыбалко
Консультация «Роль семьи в обучении дошкольника правилам безопасного поведения на улице»

Семья и дошкольное учреждение — два главных института социализации детей. Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с детьми, в более тесном сотрудничестве с родителями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и/или снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения дошкольников.

Публикация «Консультация „Роль семьи в обучении дошкольника правилам безопасного поведения на улице“» размещена в разделах

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения — его семья. Семья – основной институт социализации ребёнка. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

«Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение… Ребёнок – зеркало семьи». Сила и стойкость семейных воздействий связаны с тем, что они постоянны и длительны, ребёнок подражает действиям близких людей, учится действовать вместе с ними в реальных жизненных ситуациях, усваивает не только отдельные знания и навыки, но и стиль жизни, отношение к себе и другим людям, к окружающему миру.

Цель всей системы воспитания и обучения - формирование личности, безопасной для себя, для окружающих, среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие, способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз, то есть личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни самому себе. Проблема безопасного детского поведения актуальна, но не достаточно практически разработана. Взрослые оценивают ее важность, но в то же время не владеют необходимыми способностями формировать безопасное поведение у детей.

Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации в сети Интернет. Однако эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их общей культуры. Обеспечение безопасности ребенка – это задача в такой же степени злободневная и имеющая первостепенное значение, как и состояние его здоровья. К несчастью, о безопасности детей вспоминают в тот момент, когда беда уже случилась и изменить ничего нельзя.

Все должно начинаться с личного примера родителей. Ребенку на примерах важно усвоить: если опасность нельзя заранее увидеть, ее необходимо предвидеть. У ребёнка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

Родителям необходимо внушить ребёнку уверенность в его возможностях в том, что если он будет строго соблюдать определённые правила поведения, он не попадёт в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдёт из неё выход. Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Необходимо проверять, усвоил ли ребёнок сказанное. Выяснять, что оказалось непонятным. Соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребёнка.

Необходимо чтобы дети полностью доверяли родителям. Это крайне важно. Ничто не даёт так много для понимания ребёнка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души - о его бедах, тревогах, сомнениях, затруднениях, по ним нетрудно определить, насколько ребёнок умеет ориентироваться в различных ситуациях, может ли постоять за себя.

Работа по формированию и воспитанию безопасного поведения ведется по нескольким разделам:

-«Ребенок на улице»

-«Ребенок и природа»

-«Ребенок и другие люди. Незнакомец»

Задача родителей - научить детей не теряться в экстремальных ситуациях, уметь выбрать правильную с точки зрения безопасности модель поведения.

1. Безопасность ребенка на улице.

Это ПДД; правила поведения в транспорте; правила поведения, если ребёнок потерялся; ориентирование на местности.

Для того, что бы родитель всегда был спокоен за своего ребенка, и сам ребёнок чувствовал себя уверенно на дороге, необходимо:

напоминать основные Правила дорожного движения ребенку каждый день;

никогда в присутствии ребенка не нарушать Правила движения;

учить его ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом;

учить его переходить проезжую часть только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора;

не позволять ребенку играть на дороге.

2. Ребёнок и природа.

Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными. Обязательно нужно рассказывать детям о правилах безопасного поведения в детском саду на прогулке, это поможет избежать множества проблем. Наступила осень, и нужно обратить особое внимание на недопустимости самостоятельного приближения детей к водоемам в осенне-зимний период в целях предупреждения несчастных случаев.

Особого внимания требует контакт ребенка с животными. Родителям не стоит разрешать ребенку играть с чужими животными, собаки часто реагируют агрессивно на чужих людей. Ребенок, играющий с животными, должен быть под постоянным присмотром. Особую опасность на улицах и во дворах могут представлять бродячие собаки. Очень часто они перемещаются стаями по 6-8 особей и ведут себя довольно агрессивно. Родителям необходимо научить детей не приближаться к ним и не провоцировать.

Одной из вероятных причин возникновения угрозы жизни и здоровью ребёнка являются небезопасные находки. Во дворах и на улицах нередко можно обнаружить такие предметы, как использованные шприцы, неизвестные таблетки, острые осколки стекла. Всё это представляет потенциальную угрозу безопасности даже взрослого человека. Многие малыши любят играть в «повара», в «больницу», «дочки-матери». При этом из травы, семян, плодов растущих рядом кустарников они «варят суп» и «назначают лекарства», которые потом совсем не «понарошку» пробуют. Однако, многие растения не безобидны, и в наших дворах есть такие, которые имеют ядовитые листья, ягоды, семена. Дети должны знать об этом, а так же о том, какие растения можно без страха за здоровье использовать для игр.

3. Ребёнок и другие люди (незнакомец)

Необходимо давать объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации. Дети доверчивы, легко вступают в контакт с незнакомыми людьми. Многие родители стараются оградить ребенка от негативной информации, не рассказывают о страшных последствиях таких вот уличных знакомств. Напрасно. Никто не заставляет пускаться в физиологические подробности, но предупредить о том, что может произойти, нужно. Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не нужно пытаться его запугать.

Родителям важно знать, что недостаточно ограничиваться перечислением возможных опасных для детей ситуаций. Прочное закрепление навыка безопасного поведения происходит в процессе проигрывания вместе с детьми возможных моделей поведения в экстремальных ситуациях. Можно проиграть все действия ребенка, а затем вместе проанализировать.

При обучении детей правилам безопасности нелишними будут так называемые «экскурсии безопасности», когда родители обращают внимание детей на травмоопасные места, где они гуляют и по дороге в детский сад.

Важным условием формирования культуры безопасного поведения дошкольников является взаимодействие педагогов с семьями, ведь образовательное учреждение способствует интеграции ребёнка в социум.

Основными задачами работы педагога в данном направлении являются:

1. Установить партнёрские отношения между педагогами, детьми и родителями;

2. Создать атмосферу общности;

3. Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье;

4. Осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям;

5. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах;

6. Активизировать коммуникации в семье по вопросам безопасного поведения.

Содержание работы с родителями по формированию культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста включают:

- Ознакомление родителей с правилами личной безопасности дошкольника и поведением в разных экстремальных ситуациях;

- Предоставление информации о том, как создать максимально безопасные условия пребывания ребёнка на улице, на отдыхе;

- Знакомство родителей с работой дошкольного учреждения по проблемам безопасности жизнедеятельности и результатами обучения и воспитания.

Направления в работе с родителями по формированию культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста включают:

1. Организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;

2. Ознакомление родителей с работой детского сада по предполагаемой программе (открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);

3. Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта, медицинского работника, полицейского, пожарника);

4. Выставки дидактических пособий, игр, поделок, художественной и методической литературы, детских работ на тему «Безопасное поведение»;

Организуя взаимодействие с семьёй по вопросам формирования культуры безопасности у дошкольников, необходимо помнить, что каждый из родителей прежде всего стремится найти ответы нам волнующие его вопросы о воспитании его собственного ребёнка. В этом может помочь анкетирование. А при организации обучения необходимо понимать, что педагогическое просвещение родителей, получаемые ими знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построения продуктивных детско-родительских отношений, партнёрского взаимодействия с детским садом. Это могут быть папки передвижки, буклеты, памятки, совместная работа детей и родителей в рамках проектной деятельности.

Итак, работа по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах города должна быть систематической. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми, ведь детям не достаточно теоретических знаний, они должны применять их еще и на практике. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое применение целиком ложится на плечи родителей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра по правилам безопасного поведения на дороге «Сломанный светофор» (вторая младшая группа)Дидактическая игра по правилам безопасного поведения на дороге «Сломанный светофор» (вторая младшая группа) Цель игры: развивать устойчивую мотивацию у дошкольников по соблюдению правил дорожного движения. Задачи: 1. закреплять представления.

Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу»Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу» Прогулка в лес-это хороший отдых,замечательное время,которое можно провести вместе всей семьёй,познакомиться с природой поближе и узнать.

Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения»Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения» Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

План работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведенияПлан работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведения Задачи: Расширять и углублять представления детей : - об основах безопасного поведения на дороге; - о правилах дорожного движения, о расположении.

Проект по ознакомлению детей с основами безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте «Счастливого пути!»Проект по ознакомлению детей с основами безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте «Счастливого пути!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Проект по ознакомлению.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Роль семьи в обучении дошкольника правилам безопасного поведения на улице» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алёна Рыбалко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Роль семьи в обучении дошкольника правилам безопасного поведения на улице»
Опубликовано: 13 ноября 2023 в 21:43
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД