МААМ-картинки

Консультация «Речевые игры»

Марина Гуторина
Консультация «Речевые игры»

Предлагаю Вашему вниманию игры, которые помогут ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Игры на активизацию словаря

Публикация «Консультация „Речевые игры“» размещена в разделах

1.«Животные и детеныши»

Цель: развивать навыки словообразования (кошка-котенок, корова-теленок и т. д.)

2. «Кто где живет?»

Цель: закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в» (собака живет в будке, белка – в дупле и т. д.)

3. «Чей, чья, чьё?»

Цель: образование притяжательных прилагательных (хвост волка – волчий, уши кошки – кошачьи и т. д.)

4. «Отгадай, что это»

Цель: отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).

Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт).

5. «Один - много»

Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных от единственного числа (стол-столы, ложка-много ложек, кофта-5 кофт и т. д.)

6. «Назови лишнее»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников. Разви-тие словарного запаса у детей (ложка, стул, кастрюля, супница; брюки, куртка, са-поги, платье и т. д.)

7. «Сколько звуков в слове»

Цель: определение количества звуков в слове и их последовательности.

Например, сколько звуков в слове «сова»? Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый?

8. «Придумай слова»

Цель: придумывание слов с определенным количеством звуков.

Например, придумай слово, состоящее из двух, трех, четырех слогов.

9. «Узнай словечко»

Цель: узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков.

Например, какое слово получится из этих звуков: к-у-к-л-а.

10. «Скажи наоборот»

Цель: подбор антонимов.

Например, большой – маленький, короткий -, сладкий -, мягкий - …

11. «Назови ласково»

Цель: словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например, петух - петушок, утка - уточка, гусь - гусёнок. курица – курочка…

12. «Подбери признак»

Цель: подбор прилагательного.

Например, куртка (какая) - красная, теплая. Сапоги (какие) - коричневые., Шарф (какой) -., Пальто (какое) -.

13. «Из чего какой?»

Цель: образование прилагательных от существительных.

Например, колесо от резины -, кабина из железа -, руль из пластмассы -, сиденье из кожи -, кузов из дерева -, рельсы из железа -, окно из стекла - ….

14. «Пересчитай»

Цель: согласование числительных с существительными.

Например, первый заяц, второй заяц, пятый заяц. Один заяц, два зайца, пять зайцев.

15. «Кто что делает»

Цель: подбор действий к существительным.

Например, повар - варит, портниха -.

16. «Кто или что может это делать?»

Цель: подбор предметов на названное действие

Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Можно подбирать слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает…

17. Игра «Что для чего»

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец — в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус — в соуснице и т. д.

18. «Угощаю»

Ход игры — Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

19. «Подружи слова»

Например, листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос.

Публикации по теме:

Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников»Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников» .

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для родителей «Речевые игры для детей средней группы» Речевые игры для детей средней группы. Цель:Учить отчётливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Развитие.

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» для старшего возрастаКонсультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» для старшего возраста Играть и заниматься с ребёнком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в садик.

Любимые речевые игры с движениями для малышейЛюбимые речевые игры с движениями для малышей Для детей первой младшей группы очень важны речевые игры. Они сопровождают нас постоянно, в течении всего дня, при осуществлении любого.

Логопедический проект «Речевые игры с Лего» для дошкольниковЛогопедический проект «Речевые игры с Лего» для дошкольников Актуальность проекта В настоящее время достаточно много детей с различными речевыми нарушениями и они нуждаются в создании дополнительных.

Речевые игры для детей старшего дошкольного возрастаРечевые игры для детей старшего дошкольного возраста Роль игр в развитии речи детей нельзя переоценить. Предлагаю Вашему вниманию игры, разработанные и изготовленные мной для организации работы.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Речевые игры»
Опубликовано: 15 ноября 2023 в 15:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Речевые игры»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гуторина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД