Получи документы

Консультация «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Ольга Ткаченко
Консультация «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Консультация для педагогов

на тему «Развитие речи

у детей дошкольного возраста

средствами театрализованной деятельности»

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.

Публикация «Консультация „Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры - драматизации;

- игры - представления (спектакли);

- плоскостные и теневые театры.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Особенно нравятся детям диалогические стихи.

Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини - спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций. Распределяя роли в игре - драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь. Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

В нашем детском саду в каждой группе есть специальные мини - центры для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, перчаточного, теневого и других видов театра : шапочки - маски для кукольного и теневого театров. Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, а играя, познаёт окружающий мир.

В наше время особенно важно приобщать детей к театральному искусству, стимулируя у них неподдельный интерес и искреннее желание постигать азы речевого общения.

Театрализованная игра – самый действенный и доступный способ для развития речи. Секрет этого метода прост: обучение детей происходит в игровой форме. А играть любят все дети без исключения.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Для обыгрывания лучше брать простой и динамичный текст, с повторами.

Как же театрализованная игра стимулирует активную речь?

За счет расширения словарного запаса. Например, читая сказку встречаются старинные слова «Архаизмы» вы спрашиваете у ребёнка, как он это понимает, что это значит, а затем раскрываете ему смысл слова или выражения (теремок, здесь изменение: терем и уменьшительно – ласкательная форма – теремок); (заревел в всю мочь, т. е. насколько могу, во всю силу).

За счёт активизации глагольного словаря (Мышка – вошла, лягушка –прыгнула, заяц –скок, забралась лисичка, волк влез, медведь полез, лез – лез, никак не мог влезть – полезай). Здесь видим примеры глаголов – действий, обозначающих способы передвижений зверей.

Закрепляются и активизируются числительные: вдвоём, втроём, вчетвером, впятером. То есть здесь учим детей считать.

А что вам говорят клички – имена персонажей? (Мышка – норушка, значит в норке живёт, лягушка –квакушка – квакает). Здесь идёт рифма, ребёнок вовлекается в игру с рифмой, развивается вкус к поэтике родной речи.

Красиво звучат прилагательные, их краткая форма: целы и невредимы; живёхонька и здоровёхонька. Это уже в сказке «Маша и Медведь».

Театрализация сказок очень увлекает детей.

Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Например, слово «гостинцы» всем ли понятно? Ведь как – что купим – подарок. А если сказать по сказочному да по- старинному? Слово – то радостное. А как сказка завершается «Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть».

Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

А это в свою очередь помогает закреплению правильного произношения, артикуляции, интонации и дикции. А сказки то с секретами звуковыми. Учат детей правильно звуки говорить. Да, как нарочно, чередуются шипящие со свистящими «неси бабушке, неси дедушке», «пришла в самую глушь, в самую чащу». А вот вы взрослые сами скажите песенку лисички со скалочкой, да в ускоренном темпе. А вот вам и скороговорочка – чистоговорочка.

Речь становится более выразительной, грамотной.

Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Фразы в сказках короткие, ёмкие и лаконичные. Диалоги динамичные, отражают зачин – завязку сюжета, развитие, кульминацию и развязку. Играя в театрализованные игры дети упражняются в пересказе прозы. Развивается внимание к речи, её оформлению. В совместных театрализованных играх дети находятся в ситуации зависимой от мнений, желаний сверстников. Чтобы отстоять своё мнение, убедить друзей, он обязан уметь связно донести свои мысли, заинтересовать партнёров по игре.

В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.

«Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо материальное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности : интонацию, мимику, пантомиму.

Многие физиологи утверждают: движение пальцев рук стимулируют «речевые» зоны мозга. Пальчиковые игры отлично помогут в развитии речи.

Развитие речи посредством театрализованной игры очень полезно. Это расширяет кругозор, обогащает словарный запас, развивает воображение и мимику, снимает мышечное и психологическое напряжение, помогает постановке правильного произношения, артикуляции, интонации и дикции.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Во время игр он чувствует себя более раскованно, забывает о комплексах и фобиях.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

При работе с родителями можно отметить, что домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение и компьютерные игры, но ведь они никогда не смогут заменить живого творческого общения родителей и детей.

Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего. Обыграть можно любую детскую игрушку, от простейших действий с ней постепенно переходя к небольшим сюжетам.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча, ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. У ребёнка количественно и качественно обогащается словарный запас. Он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители.

В театрализованной игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Игра в кукольный театр помогает ребёнку обрести чувство успеха.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Конспект открытой комплексной ОД в старшей группе по развитию речи средствами театрализованной деятельности «Сказочный театр»Конспект открытой комплексной ОД в старшей группе по развитию речи средствами театрализованной деятельности «Сказочный театр» «Сказочный театр» Цель: развитие речи посредством театрализации. Задачи: • Образовательные: продолжать учить детей в игре перевоплощаться.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Опубликовано: 11 октября 2020 в 13:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ткаченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД