Лучший педагог года

Консультация: «Песочная терапия»

Елена Грачева
Консультация: «Песочная терапия»

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

Публикация «Консультация: „Песочная терапия“» размещена в разделах

Что такое песочная терапия?

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.

Задачи терапии :

1) релаксация, снятие мышечной напряжённости;

2) развитие зрительно-пространственной ориентировки;

3) концентрация внимания, памяти;

4) развитие логики и речи;

5) стабилизация эмоционального состояния;

6) развитие творческих (креативных) способностей;

7) способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребёнка;

8) формирование позитивной коммуникации.

Принципы метода: песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Оборудование для занятий

Для лечебной игры используются следующие приспособления: 1)водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий;

2)специальная песочница, меняющая цвет – планшет;

3)чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить;

4)набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины; 5)символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, 6)сундуки с сокровищами, кладами;

7)сказочные герои – добрые и злые;

8)естественные предметы – ракушки, веточки, шишки;

9)домашняя утварь;

10)болты, шурупы;

11)пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры.

Чем полезны игры с песком?

развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.

формируют у ребенка представления об окружающем мире.

развивают мелкую моторику, глазомер.

успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.

воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу).

Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Эффект песочной терапии :

• позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;

положительная динамика в развитии:

образного мышления;

• тактильной чувствительности;

• зрительно-моторной координации;

• ориентировки в пространстве;

• сенсо-моторного восприятия.

Вот несколько игр:

Оттиски рук.

С помощью этого упражнения ребенок учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает ребенку оттиск своей ладошки на песке, то же повторяет ребенок. Рука вдавливается и погружается в поддон. Сначала свои ощущения описывает педагог. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ ребенка о песке.

Дождик или водопад.

Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог говорит, что начался водопад. Ребенок пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу.

Создание узоров.

Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.

Прятки.

Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.

Плассотерапия – методика терапии пластическим искусством в рамках «песочной терапии»

Возможности «песочной терапии» продолжают расширяться, возникают различные модификации, новые формы терапевтической работы и техники. В 2013 году в Швеции был создан «подвижный» («живой») песок : уникальный по своему составу материал, содержащий чистый кварцевый песок (98 %) и современные полимерные материалы (2 %). «Подвижный» песок абсолютно безвреден, обладает бактериостатическими свойствами (препятствует размножению бактерий на нём, не требует обработки в течение 5 лет, не содержит токсичных веществ, не вызывает аллергии.

На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.

Чем полезен кинетический песок для детей и взрослых

Песок занимает и успокаивает ребенка. Развивает творческие и когнитивные навыки.

• Игры с песком прекрасно развивают моторику рук и воображение.

Песок пластичный - с ним так просто играть. Не нужно разводить водой - песок всегда влажный.

• Идеально подходит и используется в методике песочной терапии, сказкотерапии и релаксации.

• Приятный и влажный, как морской песок, не пачкается и имеет нейтральный запах

Использование песка на занятиях:

На математике можно предложить детям создать геометрические фигуры – это гораздо интереснее, чем на бумаге;

При подготовке к обучению грамоте можно писать на песке. Детям не страшно ошибиться, то не бумага, и легко можно исправить, если допустили ошибку; Во время занятий речевым развитием можно предложить детям изобразить небольшой сюжет и сочинить рассказ или сказку.

Игры с песком:

Норки для мышки»

Ребенок вместе с взрослым делает норку для мышки. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку, пеку».

Ребенок «выпекаете из кинетического песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая кинетический песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

«Волшебные отпечатки на песке».

Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на кинетическом песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке»Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях»Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях» 1. Знаете ли вы, что такое песочная терапия? -да; - нет; - затрудняюсь ответить. 2. Какие игровые виды песка вы знаете? - - затрудняюсь.

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Песочная терапия во второй младшей группеПесочная терапия во второй младшей группе Песочная терапия во второй младшей группе. Цель: обогащение эмоционального мира ребенка. Задачи: формировать уверенность в себе, познакомить.

Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей»Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей» Основоположником методики песочной терапии был К. Г. Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета» и способности сознания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация: «Песочная терапия»
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 17:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация: «Песочная терапия»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Грачева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД