МААМ-картинки

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

Светлана Маркитанова
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

В игре проявляются и формируются этические и коммуникативные аспекты социального взаимодействия. Само содержание игры, ее сюжет и правила оказывают влияние на формирование нравственных отношений между детьми, способствуют углублению и закреплению представлений о нравственных нормах поведения. В игре существуют два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Реальные взаимоотношения - это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело, или соперников. В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели.

Публикация «Консультация „Нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах

Игру недаром определяют как школу социальных отношений. Беря на себя роли взрослых, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи - симпатию, сочувствие, уважение и др. Интерес к игре, желание хорошо изобразить то, что нужно по роли, настолько велики, что в этих условиях дети выполняют такие действия, которые сами по себе для них трудны и непривлекательны. Поставив задачу нравственное воспитание детей через сюжетно-ролевые игры, я понимала, что это будет способствовать социализации детей, развитию умения адаптироваться в окружающем мире. Позволит воспитать гуманные чувства дошкольников, а также чувство толерантности, развить умение действовать сообща (в коллективе). Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к сюжетно-ролевым играм. Ребята с удовольствием участвуют в игре, подбирают элементы костюмов для героев, изготавливают атрибуты к играм, договариваются между собой о характере своих действий и т. п.

Важным условием успешности работы по данному направлению является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе был организован уголок для проведения сюжетно-ролевых игр, костюмы для сюжетно-ролевых игр, атрибуты для игр (парикмахерская, магазин, больничка, рули, жезлы, инструменты, маски и т. п. Изготовление и подбор атрибутов для сюжетно-ролевых игр, проходило совместно с детьми и родителям: изготовление элементов костюмов, покупка игрушек для разных видов игр. Также я создала картотеку сюжетно - ролевых игр, что очень помогает в работе с детьми. В своей работе я постоянно помню, что игра для ребёнка - желанное, интересное, увлекательное занятие.

Моя задача, как воспитателя, сделать эту игру полезной, обучающей способам взаимодействия и сотрудничества, дающей возможность формировать определённые навыки общения детей друг с другом. «Хорошая» игра развивает у ребё нка способности взаимодействовать с другими людьми: - во первых, воссоздавая в игре взаимодействия взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия. - во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

В своей работе следовала принципам организации сюжетно-ролевой игры :

1 первый принцип- воспитатель должен играть вместе с детьми.

2 второй принцип-воспитатель должен играть на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Важнейшим направлением в развитии игровых взаимоотношений и овладение социальных норм и правил считаю, прежде всего, воспитание у детей глубоких познавательных интересов, путём всемирного расширения круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребёнка таких ярких образов, которые он стремился воплотить в игровом действии. Лишь раскрывая в процессе детской деятельности сущность социальных взаимоотношении людей и создавая положительное эмоциональное отношение к знаниям о современности, решали задачу формирования у младших дошкольников более устойчивых и осознанных чувств, более чётких представлений о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимопонимании. Руководство сюжетно-ролевой игрой, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами нравственного воспитания и осуществлялся мною по следующим принципам: - сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие; эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей; - увлекательный сюжет : повторы в тексте, динамичные действия; - богатый и яркий иллюстративный материал. Формируя нравственное представление ребёнка о самом себе, о сверстниках. Нельзя забывать, что на определённом этапе развития дети нередко оценивают товарищей, основываясь на своей симпатии.

Формируя нравственность у детей, мы проигрываем такие игры как : Игра «Выбери меня» позволяет детям задуматься о нравственном поведении своих товарищей. Дети садятся в круг и выбирают ведущего. Воспитатель предлагает ему выбрать того, кто помогает другим (кто делится игрушками, кто научился говорить вежливые слова т. д.). Выбранный ребёнок получает фишку. Тот, кто наберёт больше фишек, считается выигравшим.

Игра «Волшебный стульчик». Дети называют ласковые слова ребёнку, который сидит на стульчике.

Игра «Угадай, что со мной». С помощью жестов и мимики выбранный ребёнок выражает то или иное внутреннее состояние (радость, грусть или обиду, а дети стараются отгадать его. Угадав они пытаются помочь обиженному, развеять грусть другого, разделить радость.

Положительный опыт внимательного и заботливого отношения к родным, товарищам обогащается в коллективной игровой деятельности. В игре как ведущем виде деятельности совершенствуются представления, полученные ребёнком в реальной жизни, из литературы. Проявление внимания к окружающим отражаются в таких коллективных играх, как дочки-матери, больница, стройка, детский сад.

Формы работы с родителями разнообразны- проводятся беседы и консультации; («Сюжетно-ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей», «Игра в жизни вашего ребёнка», «Советы по организации сюжетно-ролевой игры в семейных условиях», анкетирование; («нравственное воспитание», «Воспитание ребёнка в сюжетно - ролевой игре» • планируется приглашение родителей на открытые занятия - игры. Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по нравственному воспитанию посредством сюжетно-ролевой игры, подчеркивая его игровой характер, интерес к нему детей младшего возраста; знакомятся с различными видами игр, атрибутов и способами их изготовления. Раскрываю роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании. В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми, основными задачами, которые можно решать в процессе их проведения. На родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы социально-нравственного воспитания детей; знакомим с результатами проведенной работы, достижениями детей. Родители с большим удовольствием принимают участие в сюжетно-ролевых играх : изготавливают атрибуты, декорации, элементы костюмов, сами принимают участие в небольших играх, в ходе которых они могут проследить за деятельностью своего ребенка в плане социального развития. Все это способствует сближению детей и родителей.

Для того, чтобы сюжетно-ролевая игра заняла определенное место в системе работы по нравственному воспитанию детей важно соблюдать следующие условия: - насыщение игр детей интересным и эмоционально-значимым содержанием, позволяющим оценивать игровые персонажи с точки зрения их личностных качеств и поведения; - сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации игр: взаимодействие детей в игре должно опираться на представление о социальных нормах и правилах; - постоянное включение театральных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же доступными и необходимыми для детей, как сюжетно-ролевые игры; - серьезное, искреннее эмоционально-положительное отношение педагога к играм детей, руководство сюжетно-ролевой игрой со стороны воспитателя; - соблюдение индивидуального подхода к детям; - создание предметно-пространственной среды, ориентированной на интересы и склонности детей, включающей разнообразные виды атрибутов, элементы костюмов и т. д. Введение в образовательный процесс сюжетно-ролевой игры обеспечивает не только формирование нравственных представлений, но и развивает социальные эмоции, чувства и ценные способы общения. Включение сюжетно-ролевой игры в образовательный процесс поможет детям успешно усвоить социальный опыт и повысить творческую активность, которая предопределяет весь духовный потенциал ребенка. Во время сюжетно-ролевой игры у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Таким образом, сюжетно-ролевую игру надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 14:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Маркитанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД