Получи документы

Консультация «Нормативно-правовое регулирование агрессии и насилия в отношении участников образовательного процесса»

Ткачева Юлия
Консультация «Нормативно-правовое регулирование агрессии и насилия в отношении участников образовательного процесса»

Нормативно-правовое регулирование агрессии и насилия в отношении участников образовательного процесса

Законодательное регулирование

Вопросы нормативного регулирования процессов предупреждения ситуаций насилия в отношении несовершеннолетних и реагирования на такие ситуации закреплены в ряде федеральных и региональных актах.

Публикация «Консультация „Нормативно-правовое регулирование агрессии и насилия в отношении участников образовательного процесса“» размещена в разделах

На федеральном уровне вопросы обеспечения безопасной среды детства и предупреждения насилия над несовершеннолетними закреплены в следующих нормативно-правовых актах :

• Семейный кодекс Российской Федерации; Указ Президента от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»;

• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

• Концепция государственной политики в отношении молодой семьи (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2007 г. № АФ-163/06);

• Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р;

• Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

• Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

• Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

и ряде других. В них обозначен приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семейной политики направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития.

Реализация постоянной гендерной экспертизы правовых норм, исключающих дискриминацию по полу и возрасту, а также необходимость обеспечения информационной, образовательной и воспитательной работы по изменению традиционных стереотипов, основанных на превосходстве одного пола над другим, с обязательным включением в учебные программы специальной психологической и физической подготовки по предупреждению возможного насилия, закреплены в Постановлении Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 6 «О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации».

Правовую базу работы по профилактике жестокого обращения с детьми также составляют: Федеральные законы от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в которых закреплена необходимость работы по разрешению конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семьи, а также обозначены направления работы по предупреждению насилия над детьми органов опеки и попечительства.

С целью оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерством образования и науки РФ разработаны рекомендации об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми (Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 марта 2009 г. № 06-224 «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми», в которых обозначено, что «профилактическую, реабилитационную и коррекционную работу в случаях жестокого обращения с детьми могут осуществлять органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации, органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания населения (центры социальной помощи семье и детям, центры психолого- педагогической помощи населению, центры экстренной психологи- ческой помощи и т. д., специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, иные организации, создаваемые органами управления социальной защитой населения, органами управления образованием или органами опеки и попечительства».

Согласно действующим федеральным и региональных законодательным актам каждому ребенку гарантируется безопасная среда детства и защита от любых проявлений насилия, в том числе в системе образования.

Телесные наказания в образовательных организациях не допускаются, дисциплинарные меры носят воспитательный и коррекционный характер. Существующие уставы и правила поведения в образовательных организациях, как правило, не допускают насильственных и прочих действий, унижающих достоинство и угрожающих здоровью участников учебно-воспитательного процесса.

Однако, несмотря на законодательное и нормативное регулирование вопросов безопасности и защиты от насилия всех участников учебно-воспитательного процесса, многие из них ежедневно сталкиваются с насильственными действиями различного характера на уроках, переменах, занятиях спортом и других мероприятиях, проводимых как в образовательных организациях, так и за ее пределами

Внутренние документы образовательных организаций (устав, локальные акты, приказы, инструкции) регламентируют учебно-воспитательную деятельность и меры по поддержанию дисциплины и безопасности. Они определяют правила поведения для обучающихся на территории и в помещениях образовательной организации, на уроках и занятиях, запрещают ношение оружия, совершение насильственных действий различного характера и предусматривают санкции за нарушение правил. Правила трудового распорядка для работников образовательной организации запрещают применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося. Должностные инструкции вменяют в обязанность преподавателям гуманизировать и гармонизировать отношения обучающихся между собой и между обучающимися, их родителями и работниками образовательной организации, защищать права и интересы обучающихся, воспитывать их в духе уважения прав человека.

Однако в этих и других документах образовательных организаций часто отсутствует рабочее определение насилия (его видов и форм проявления) и регламент действий должностных лиц, преподавателей и обучающихся по предупреждению, выявлению, регистрации, разбору случаев насилия, принятию воспитательных и дисциплинарных мер и оказанию помощи всем его участникам (пострадавшим, свидетелям и обидчикам).

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду»Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду» Интернет-консультация для педагогов на тему «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольникам.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Что такое «Договор между учредителем и учреждением» Договор между Учредителем и Учреждением - определяется пунктом 3 статьи 11 Закона РФ "Об образовании", в котором записано: "Отношения между.

Нормативно правовое обеспечение дошкольного образования. Что такое Устав? Устав - это свод правил, регулирующих деятельность организации, ее взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении,.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Правила внутреннего трудового распорядка Правила внутреннего трудового распорядка - нормативный акт, определяющий трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Приказы и распоряжения Распорядительная деятельность детского сада регламентируется, в основном, посредством издания приказов и распоряжений заведующего. Приказ.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Нормативно-правовое регулирование агрессии и насилия в отношении участников образовательного процесса» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ткачева Юлия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Нормативно-правовое регулирование агрессии и насилия в отношении участников образовательного процесса»
Опубликовано: 30 ноября 2021 в 13:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД