МААМ-картинки

Консультация «Нетрадиционные и традиционные игры для формирования фонематического слуха у детей с ОНР»

Елена Карасени
Консультация «Нетрадиционные и традиционные игры для формирования фонематического слуха у детей с ОНР»

В выступлении представлен опыт работы по применению различных приемов и нетрадиционных средств для формирования фонематического слуха. Доказано, если не заниматься коррекцией звукопроизношения и не развивать фонематический слух в дошкольном возрасте, то в дальнейшем, в школе, это может сказаться и на овладении письменной речью – чтением и письмом.

В настоящее время существует большое количество пособий и игр для формирования фонематического слуха. В магазинах достаточно большой выбор ярких эстетично оформленных пособий. Данные игры и пособия я с удовольствием применяю в своей практике.

Публикация «Консультация „Нетрадиционные и традиционные игры для формирования фонематического слуха у детей с ОНР“» размещена в разделах

К сожалению, не все пособия, которые есть в продаже, отвечают решению коррекционных задач, которые должен решить педагог, а также условиям проведения игр. Выход из данной ситуации есть – изготовление пособий, игр, тренажеров своими рукам. Кроме того, что самодельные средства доступны и понятны в применении, они также вызывают больший интерес у детей.

Вы все знаете, что в дошкольном возрасте главный вид деятельности ребенка – игра.

Именно с ее помощью и строится наша коррекционная работа. Играя, мы выполняем гимнастику для языка, упражнения для развития дыхания, мелкой моторики, для формирования словаря, грамматического строя речи, связной речи, а так же фонематического слуха.

На первом этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или громко. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса. Ребёнка нужно заинтересовать так, чтобы ему самому захотелось научиться правильно и красиво говорить. Специально подобранные игры позволяют решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях – в игре.

В коррекционной работе я применяю как традиционные, так и нетрадиционные игры. Предложенные ниже игры я использую для развития фонематического слуха у детей 4-7 лет. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «природы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы.

Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Игра «Магазин», для нее вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Ребенку нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть определённый звук, например звук «Л» (+ автоматизация).

Цель: выделение слов с заданным звуком.

Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы, в названии которых есть звук «Л».

Игра «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.

Цель: назвать как можно больше слов на заданный звук, (+автоматизация звука, для логопедических групп).

Ребенок называет слова и строит башню, педагог и другие дети могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».

Игра «Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «….» (+ развитие мелкой моторики + автоматизация звуков) .

Цель: учить детей слышать заданный звук и выделять его в словах.

Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком «Р». Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел. Данную игру можно усложнить таким образом: педагог называет слова с разными звуками, а ребенок должен повторить слова только со звуком «Р» и завязывать узелки на этот звук.

Игра «Где звенит колокольчик?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Педагог (ребенок) с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

Игра «Послушай и назови нужное слово».

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Педагог читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука.

Игра «Шутки-минутки».

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Педагог читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Кот плывёт по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси нам хлеба.

Игра «Ушки - слушки».

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Педагог показывает деревянные, металлические, стеклянные предметы. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

Игра «Кто как голос подаёт».

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных, со звуками лесных птиц.

Материал: магнитофон, телефон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Педагог включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать (показать на картинке, кому из домашних животных (птиц) принадлежит голос.

Пальчиковая игра «Гроза». (+ мелкая моторика)

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Педагог читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).

Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).

Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).

Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).

Гремит гром (барабанить кулаками по столу).

Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).

Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).

Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

Игра «Какой транспорт подъехал?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон, телефон, и аудиозапись с шумами улицы.

Педагог включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, трамвай, метро, поезд).

Требуется предварительно познакомить детей со звучанием разных видов транспорта.

Игра «Тихо – громко говори».

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука). Например, при отработке звука «л» можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила». Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

К семи годам у детей должно быть уже практически нормальное речевое развитие, но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Поэтому слежу за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

Ниже приводятся примеры несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

Игра «Назови звук в слове». (+ работа со схемой слова)

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

Можно проводить на занятии, индивидуальной работе и прогулке.

Игра «Узнай слово».

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Педагог: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

Игра «Продолжи цепочку».

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком, определять место звука в слове,

Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, самолёт, суп, собака – дети должны услышать одинаковый звук (с, который есть в этих словах и продолжить дальше цепочку слов. Аналогично проводится игра, где звук в конце, в середине слова

Игра «Отвечай – не торопясь».

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

• Придумай слово, которое начинается на последний звук слова «палас».

• Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова «нос» (собака, свинья)

• Подбери слово, чтобы первый звук был «м», а последний звук – «а» (Маша, машина, муха)

• Какое слово получится, если к слогу «ро» прибавить один звук? (Рот, ром, рог)

• Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука «п, пь» (Петя подарил Павлику пирамидку.)

• Найди в группе предметы, в названии которых есть звук «к» (карандаши, книга, ручка, кубики)

Игра «Паучок».

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Педагог читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке

Ой, смотрите, паутинки.

Это хитрый паучок

Свой развесил гамачок.

И позвал наш паучок

Всех друзей на гамачок

Приходили к паучку

Мотыльки, кузнечики,

Пчёлки и шмели,

Бабочки-красавицы,

Мухи и жуки.

Наигрались, насмеялись,

А потом все разбежались.

1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

• Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?.

• Жук, сколько слогов (один, какой слог первый, какой последний?

• Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ?

• Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

Игра «Исправь Незнайкины ошибки».

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.

Колова даёт вкусное молоко.

Рошадь жуёт сочную траву.

Кочка ловит мышку.

Собаха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

• Какой первый (последний) звук в слове собака?

• Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?

• Сколько слогов в слове кошка (корова?

• Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

Игра «Крестики – нолики».

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры : у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если педагог произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом педагог. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

Х О Х

Х Х Х

О Х О

Игра «АХ, ОХ, УХ и ОЙ».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.

Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох», «больной» - «ой», ширма).

Описание игры : взрослый предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Педагог за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.

Эти игры я использую, в сочетании с традиционными методами и приёмами обучения. Это повышает эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они развивают координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, слуховое внимание и память, учат ребёнка самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте»Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте» «Путешествие на самолёте». Тема: Звуки С-СЬ. Цель: -Закреплять правильное произношение звуков С-Сь в изолированном виде, в словах. -Учить.

«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет Цель: - Закрепить правильное произношение звуков л-ль в речи - Учить дифференцировать изучаемые звуки. Оборудование: картинки мальчик.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Нетрадиционные и традиционные игры для формирования фонематического слуха у детей с ОНР» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Карасени на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Нетрадиционные и традиционные игры для формирования фонематического слуха у детей с ОНР»
Опубликовано: 27 января 2023 в 22:11
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД