Папки-передвижки

Консультация на тему «Экспериментирование с природными объектами как способ исследования окружающего мира»

Татьяна Алексеевна Моисеева
Консультация на тему «Экспериментирование с природными объектами как способ исследования окружающего мира»

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Все потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, соответствует этим возрастным особенностям.

Публикация «Консультация на тему „Экспериментирование с природными объектами как способ исследования окружающего мира“» размещена в разделах

Чем интенсивней стремления ребенка познать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения, тем быстрее и полноценнее он развивается. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Детское экспериментирование имеет свою структуру:

• Цель – развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира;

• Задачи – развитие мыслительных процессов, мыслительных операций, освоение методов познания, развитие причинно-следственных связей и отношений;

• Средства – язык, речь, поисковые действия;

• Формы – элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты, наблюдения;

• Результат - опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Экспериментальная деятельность должна отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Введение в мир неживой природы должно происходить без сообщения ребёнку каких-либо законов в формализованном виде, без заучивания, запоминания и повторения любых правил. При этом необходимо, чтобы в основе процесса ознакомления с явлениями природы лежали действия ребенка с реальными компонентами явления.

Детей дошкольного возраста в рамках системы знаний о неживой природы можно знакомить с магнитом, его простейшие свойства; (с агрегатными изменениями вещества (превращение твердых тел в жидкие, жидкие в парообразные и наоборот); с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость; с прямолинейностью распространения света; с движением тел и его основными компонентами; с шарообразностью Земли, с суточными и сезонными изменениями; со сравнением масс тел при помощи весов; со свойствами воздуха.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Насыщенная предметно-пространственная среда стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Перед образовательными учреждениями, в том числе и дошкольными, встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это направлены Федеральные государственные образовательные стандарты, которые уверенно внедряются в образовательнно -воспитательный процесс дошкольных учреждений

Публикации по теме:

Опыт работы «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Экспериментирование – эффективный.

План работы по самообразованию «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» (средняя группа) План работы по самообразованию воспитателя Поспеловой Елены Валерьевны, на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего.

Цикл наблюдений за природными объектами «Наблюдение за елочкой» (ноябрь-декабрь). МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Цикл наблюдений за природными объектами в течение 4х недель. «Наблюдение за елочкой» (ноябрь-декабрь).

Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течении недели Наблюдение за зимующими птицами. Наблюдение 1. «За воробьями и воронами». Цель: Продолжить знакомить детей с зимующими птицами (ворона,.

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мираЭкспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира С первых лет жизни малыш знакомится с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями. Явления и объекты природы привлекают детей красотой,.

Экспериментирование как способ познавательного развития ребенка в семьеЭкспериментирование как способ познавательного развития ребенка в семье Эксперименты и опыты - это не всегда глобальные научные задачи и технически сложные, ресурсозатратные способы их решения. Эксперимент может.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Организация проектной деятельности дошкольников с природными объектами родного края «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Презентация на тему: «Красная книга». Урок окружающего мира 1 класс В данной работе рассказывается об исчезающих видах растений и животных на территории Тамбовской области. Что может быть лучше длительного.

Экспериментирование как средство познания окружающего мираЭкспериментирование как средство познания окружающего мира «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Экспериментирование с природными объектами как способ исследования окружающего мира»
Опубликовано: 21 апреля 2019 в 09:06
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД