МААМ-картинки

Консультация «Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа у детей»

Арина Иванова
Консультация «Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа у детей»

Для детей дошкольного возраста изменение по падежам является одним из наиболее сложных разделов обучения. Этот раздел программы по развитию речи требует длительной работы и большого количества упражнений.

Как и у детей с нормально развивающейся речью, в жизни детей с недоразвитием речи наступает момент, когда они начинают связывать усвоенные слова друг с другом - образовывать словесные комбинации. Хаотичные сочетания слов используются ребенком только в какой-либо одной форме, не зависимо от требуемого падежа, числа, лица, времени. На этом этапе развития ребенок не способен изменять слова (мама-маму-маме). Это явление может проявляться на протяжении нескольких лет.

Публикация «Консультация „Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа у детей“» размещена в разделах

Нормально развивающийся ребенок, усвоив однажды грамматическое обозначение одной языковой ситуации, распространяет ее в дальнейшем на другие аналогичные слова (беру чашку, ложку, шапку, а ребенок с нарушенным ходом речевого развития этого сходства не улавливает и обозначает однотипные речевые ситуации по-разному.

Возможно и обратное явление - распространение одного какого-либо способа изменения слова на все слова независимо от их типов (дай банку, дай молоку). Такие дети не улавливают синтаксического значения падежа :

«ест каша, сидит на стульчику). Такие аграмматизмы, получили в логопедии название «смешение падежей».

Часты случаи неправильного использования детьми с ОНР грамматических элементов для обозначения множественности предметов - при употреблении наречия «много» (много грибы, много карандаши); при употреблении числительных (два грибы, три машинка) или (много грибах, три куклах).

При чем, чем больше вариантов в наборе падежных флексий, тем медленнее они усваиваются ребенком. Например, существительные Тв. п. ед. ч. имеют в своем наборе несколько вариантов окончаний (-ом, -ем, -ей, -ью, усваивается значительно медленнее, чем Вин. п. или Пр. п.

Смешение флексий в классе слов-названий предметов распространено значительно более чем в классе слов-действий.

Особое внимание должно уделяться изучению имен существительных, не изменяемых по падежам. В устной речи детей с глубокой речевой патологией часто встречаются грамматичные высказывания типа «нет палъта», «приехал на метре» и т. д. Смыкаясь с просторечием, эти ошибки носят патологический характер и не поддаются коррекции в ходе текущих исправлений, что требует организации специальной целенаправленной работы, которая далеко не ограничивается одним занятием. На протяжении целого ряда занятий необходимо просто заучивать эти слова и давать детям тексты и слова, в которых они должны узнавать и употреблять эти существительные в различных падежах.

Для отработки падежных окончаний имён существительных единственного числа, можно использовать следующие дидактические игры и упражнения :

Именительный падеж единственного числа.

1.«Что едет по дороге?»

2.«Кто где живет?»

3.«Что где растет?»

4.«Четвёртый лишний» - на все лексические темы.

5.«Назови ласково»

6.«Что (кто) быстрее, тяжелее, ярче, выше?»

Родительный падеж единственного числа.

1. «Без чего?»

Заяц безуха, машина без колеса и т. д.

2. «Из чего мы сделаны?»

Мяч сделай из резины, карандаш из дерева и т. д.

3.«Чей хвост, чья голова?»

Это голова зайца, это хвост собаки и т. д.

4.«Один - много»

Лиса - много лис, оса - много ос и т. д.

5.«С чьей ветки детка?»

Эта ветка с дуба, эта ветка с ивы и т. д.

6.«Найди отличия»

7.«Для чего это нужно?»

Скатерть нужна для стола, колесо нужно для машины и т. д.

8.«Чьи это вещи?»

халат - мамы, клубок - бабушки, очки - дедушки и т. д.

9.«Чего (кого) не стало?»

не стало куклы, не стало кубика и т. д.

10. «Кто кого кормит?»

Волк кормит волчонка, сова кормит совенка и т. д.

11. «Какой это букет?»

Это букет ромашек, это букет роз и т. д.

12. «Что около?»

Около лодки человек, около муравья грибок и т. д.

13. «У кого?» - сядут те дети, у кого в группе зеленые шорты,

Ответы детей «у Вовы, у Тани и т. д.»

14. «У кого листок?» - у кого лист от дуба, (у меня лист от дуба,

от осины).

Дательный падеж единственного числа.

1. «Кому это нужно?»

косточка нужна собаке, капуста нужна зайцу, колпак нужен повару 2.«Для кого угощение?»

орехи - белке, рыба - лисе, яблоко - ежу и т. д.

3. «Где живу т продукты?»

Соль живет в солонке, чай живет в чайнике, сахар.

Винительный падеж единственного числа.

1.«Кого (что) ты видел (а) на улице, в лесу, в группе, и т. д. ?»

2.«Что забыл нарисовать художник?»

Художник забыл нарисовать у машины колесо, у мишки лапу и т. д.

3.«Запомни и расскажи»

Взрослый молча выполняет какие-то действия с предметами, а дети комментируют их. Вы положили лимон в карман, а яблоко отдали Коле и т. д.

4.«Кто к нам пришел?»

К нам е гости пришли 2 медведя, 3 куклы и т. д.

Творительный падеж единственного числа.

1.«Кто куда спрятался?»

Мишку спрятали за диваном, куклу спрятали за шкафом и т. д.

2.«Что где лежит?»

книга лежит под столом, за шкафом и т. д.

3.«Чем что делают?»

пилят - пилой, шьют - иголкой, слушают - ушами и т. д.

4.«Кто с чем пришел на день рождение?»

5.«Кто кем был, что чем было?»

утка была утенком, лягушки были головастиками и т. д.

6.«Когда это бывает?»

снег бывает зимой, гром бывает летом и весной и т. д.

7.«Кто чем питается?»

коровы (а) - сеном, белка (и) - орехами и т. д. В. «Что с чем рядом?»

рядом с яблоком груша и т. д.

8.«Кто с кем живет?»

кашка с котятами, сова с совятами, я с мамой и папой и т. д.

9. «Кто за кем охотится?»

лиса охотится за мышкой, морж за рыбой и т. д.

10 .«Что с чем?»

дом с трубой, кресло со спинкой, шкаф с дверцами и т. д.

11. «Кем ты хочешь быть?»

Я хочу быть врачом, учителем и т. д.

12. «Чем угостишь друзей?»

Я угощу Таню конфетой (ми, Свету - яблоком (ми) и т. д.

Предложный падеж единственного числа.

1. «Кто где живет?»

собака в будке, белка в дупле и т. д.

2.«Что г де растет?»

яблоко (и) в саду, шишка (и) в лессу и т. д.

3.«Кто на чем поедет?»

я поеду на машине, Коля поедет на автобусе и т. д.

4.«О чем можно думать, говорить?»

5. «О ком можно заботиться?»

6. «О чем думают животные?»

медведь в берлоге думает о меде, заяц под кустом думает о морковке

Согласование существительных с числительными

1.«А ну-ка сосчитай?».

Использовать существительные м., ж., ср. рода: 2 кубика, 3 яблока, 5 книг и т. д.

2.«Подумай и ответь»

-Сколько глаз у 2-х детей? (У двух детей 4 глаза)

-Сколько ушей у 2-х мальчиков?

-Сколько лапок у 3-х курочек?

-Сколько пальцев на правой руке?

-Сколько носов у 5 детей? и т. д.

3.«Рыбалов»

-Сколько рыб поймал рыболов? (Рыболов поймал 2 пескаря, 3 щуки.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение правописание падежных окончаний имён прилагательных» Технологическая карта урока русского языка Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Повторение правописание.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация для родителей и воспитателей «Игры и упражнения с пуговицами»Консультация для родителей и воспитателей «Игры и упражнения с пуговицами» Пуговицы вызывают неподдельный интерес у детей. Разнообразие материала – пуговицы разные по размеру, форме, фактуре, цвету не надоедает.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Консультация для воспитателей «Зимние здоровьесберегающие игры и упражнения» Консультация для воспитателей "Зимние здоровьесберегающие игры и упражнения"1. Валеологическая распевка "Горка": Раз, два, три. четыре,.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа у детей»
Опубликовано: 10 сентября 2023 в 18:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Арина Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД