МААМ-картинки

Консультация «Характеристика методов и приемов изучения семьи»

Алла Костырко
Консультация «Характеристика методов и приемов изучения семьи»

Управление образования Шушенского района

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников

детский сад № 6 «Василёк»

Консультация на тему :

«Характеристика методам

и приемам изучения семья,

проективные методики, оказания педагогической помощи семье в организации воспитания дошкольников».

Публикация «Консультация „Характеристика методов и приемов изучения семьи“» размещена в разделах

Воспитатель: Костырко А. И.

Содержание

1. Дать характеристику методам и приемам изучения семья, проективные методики, оказания педагогической помощи семье в организации воспитания дошкольников…3стр

1.1. Система работы по взаимодействию с родителями…. …3 стр

1.2. Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания…5стр

1.3. Использование проективных методик в работе с дошкольниками…9стр

1.4. Методы и приемы оказания педагогической помощи семье…11стр

2. Составление реестра основных документов, регламентирующих деятельность ДОО…12стр

Заключение…. 18стр

Список использованных источников….19стр

1. Дать характеристику методам и приемам изучения семья, проективные методики, оказание педагогической помощи семье в организации воспитания дошкольников.

Проблема психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как семья в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого-педагогических проблем: воспитание детей в малодетной семье; необходимость разработки новых технологий поддержки неполных, в большинстве случаев семей; разработка и реализация технологий психологического и социально-педагогического сопровождения семьи и др.

Отмеченные общие тенденции характерны и для молодых семей. Кроме того, молодые семьи, ориентированы в данном периоде на другие ценности (саморазвитие, достижение, сохранение собственной индивидуальности) и жизненные сферы (обучение и образование, общественная и профессиональная жизнь, увлечения, нежели воспитание детей и не имеют опыта семейного воспитания.

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.

1.1. Система работы по взаимодействию с родителями.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Достичь высокого качества образования дошкольников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки системы взаимодействий ДОО и семьи.

Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОО с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики.

Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОО:

- Формируются у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОО как социального, психологического и педагогического явления;

- Формируются представления об этапах развития личности ребенка;

- Выявляются принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОО:

- Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;

- Использование опыта деятельности других ДОО по взаимодействию ДОО с семьей;

- Расширение способов-методов работы с родителями;

- Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОО;

- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать. Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи. Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогает самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.

1.2. Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания.

Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств.

Первое из них — индивидуальность, уникальность, неповторимость каждой семьи. В семьях заметны различия, которые проявляются:

• в образовательном и культурном уровнях всех ее членов;

• нравственно-психологических установках и позициях;

• жизненном опыте;

• устремлениях, образцах и идеалах;

• умениях и навыках организовать жизнедеятельность родителей и детей;

• опыте воспитания детей.

Второе обстоятельство: семья представляет собой достаточно закрытую ячейку (микроколлектива) общества. Поэтому возможности ученых (педагогов, психологов, социальных педагогов, социологов и др.) в исследовании проблем семьи и опыта семейного воспитания весьма ограничены. И, тем не менее, разрабатываются и применяются методы изучения этих проблем.

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания — это способы (инструменты, которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье.

Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания.

Примерный план изучения опыта семейного воспитания :

1. Важнейшие сведения о «семье» :

- состав семьи;

- образование родителей и других членов семьи;

- профессии родителей и членов семьи;

- увлечение (хобби) родителей.

2. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье :

-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);

-характер отношений (изменчивый, противоречивый);

- позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).

3. Цель и задачи семейного воспитания детей.

4. Приоритеты семьи в воспитании детей :

- здоровье, здоровый образ жизни;

- раннее образование детей;

- развитие нравственных качеств;

- развитие умственных способностей.

5. Особенности семейного воспитания :

- степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;

-степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);

- отсутствие целенаправленного семейного воспитания.

6. Организация совместных форм деятельности в семье :

- вовлечение детей в общие семейные дела;

- разобщенность родителей и детей в семейных делах;

- отстранение детей от семейных дел;

- дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.

7. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному учреждению, школе, гимназии, лицею и др.) :

- степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);

- все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.

8. Уровень педагогической культуры родителей :

- наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей;

- ограниченность в психолого-педагогических знаниях;

- негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний.

Обратимся к важнейшим методам изучения семьи и семейного воспитания.

Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.

В процессе наблюдения:

1) ставится задача;

2) составляется план;

3) идет фиксация данных;

4) следует обработка зафиксированных данных;

5) делаются соответствующие выводы.

Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестер) к братьям (сестрам); речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи).

На основании зарегистрированных данных производится количественный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка. В процессе получения и трактовки информации, которая приобретена при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:

1. Фиксировать поступки и поведение детей и родителей продолжительное время, во многих ролях и ситуациях.

2. Сравнивать случаи совпадения показаний нескольких наблюдателей.

3. Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и родителям, антипатии — к другим).

4. Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он реагирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.

Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют собой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе полученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью используют разнообразные формы работы с ними: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы делятся на следующие группы:

- коллективные – родительские собрания, групповые консультации, конференции;

- индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

- наглядные – папки – передвижки, стенды, выставки, фото, дни открытых дверей.

Современные формы: устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволяет пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

1.3. Использование проективных методик в работе с дошкольниками.

В дошкольном возрасте только начинается становление личности, но уже на этом этапе можно выделить некоторые особенности и черты формирующейся личности. Для этого можно использовать проективные методики.

Термин «проективные методы» впервые был использован Л. Франком (1939, хотя понятия проекции и проективных заданий разработаны раньше.

Проективные тесты (англ. projective tests, projective techniques) – это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер, и в большей своей части это предметные или бланковые методики.

Принято различать следующие группы проективных методик :

методики стимулирования : формирование стимулов, придание им смысла;

методики конструирования : создание из деталей осмысленного целого;

методики интерпретации : истолкование какого-либо события, ситуации;

методики дополнения : завершение предложения, рассказа, истории;

методики катарсиса : осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;

методики изучения экспрессии : рисование на свободную или заданную тему;

методики изучения импрессии : предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Эти методики основаны на анализе продуктов воображения и фантазии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий.

Главная особенность проективных методик в том, что они представляют собой относительно неструктурированные задачи, т. е. задачи, допускающие почти неограниченное разнообразие ответов.

Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются толь краткие общие инструкции. По этой же причине тестовые задания (стимулы) обычно расплывчаты и неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся эти задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики.

1.4. Методы и приемы оказания педагогической помощи семье

Цели оказания педагогической помощи семье, стоящей перед проблемой решения педагогических задач, заключаются в следующем:

- оказание адресной педагогической помощи семье по возникшей проблеме;

- удовлетворение запроса родителей на оказание образовательных услуг ребенку и его семье.

Задачи деятельности педагогов:

- обеспечение индивидуального педагогического сопровождения семьи для реализации возможностей ребенка на этапе раннего и дошкольного детства;

- развивающая индивидуальная работа с детьми, отстающими по различным причинам от программы дошкольного учреждения;

- обогащение воспитательного потенциала семей;

- помощь в организации развивающей работы в семье;

- своевременное выявление детей, имеющих проблемы физического, психического, социально-личностного развития, их медико-социально психологическая поддержка.

Основные методы и приемы оказания педагогической помощи семье :

• Индивидуальные беседы обусловлены выслушиванием проблем, предложением путей выхода из затруднительных педагогических ситуаций на уровне рекомендаций. Цель: оказать родителям своевременную помощь, либо обменяться мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижения единой точки зрения по этим вопросам. Ее особенность — активное участие и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ.

Консультирование – целенаправленное психологическое воздействие на семью и ее членов с целью восстановления, оптимизации ее функционирования и совершенствования отношений между ее членами, создания благоприятных внутрисемейных условий для развития семьи и ее членов. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

• Посещение семей воспитанников. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости.

• Круглые столы, вечера вопросов и ответов, устные журналы. Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме.

• Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это комплекс мер педагогов, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей родителей и детей, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация семьи на активизацию скрытых резервов, способности в ближайшем будущем самостоятельно справляться с возникшими проблемами.

2. Составление реестра основных документов,

регламентирующих деятельность ДОО.

Нормативно-правовая база ДОУ - это совокупность законов, нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, разработанных в соответствии:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция о правах ребенка

3. СанПин 2.4.1.3049-13

4. «Порядок проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

6. Устав ДОУ.

7. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014)

8. «Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» утвержденный приказом Министерства и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015г. №1527.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014г. №8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»

10. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998г (с последующими изменениями и дополнениями)

11. Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»

12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации».

И это только часть перечисленных Федеральных законов, на которые нужно опираться в своей работе.

Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми документами разного уровня : федерального, регионального, муниципального, регламентирующими деятельность, а также внутренними локальными актами, регулирующими деятельность учреждения.

Локальный нормативный акт образовательной организации – это надлежащим образом утвержденный документ, который содержит нормы права, т. е. обязательные для исполнения требования (правила, адресованные определенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. К локальным нормативным актам в образовательной организации могут относиться приказы, положения, инструкции, правила, программы, графики и др. Основное назначение локального нормативного акта – детализация, конкретизация, дополнение общей правовой нормы применительно к условиям дошкольной образовательной организации с учетом специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.

В учреждении локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствам правового обеспечения деятельности МДОУ. При этом значение локальных нормативных актов особенно велико, поскольку нормотворческая деятельность МДОУ осуществляется в пределах ее компетенции, определенной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с компетенцией учреждения можно выделить следующие направления локального правового обеспечения его основной деятельности:

• правовое обеспечение конституирования учреждения в качестве общеобразовательного (лицензирование, аттестация образовательного учреждения, формирование структуры учреждения и органов управления);

• правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

• правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;

• правовое обеспечение материально-технического снабжения;

• правовое обеспечение безопасных условий нахождения воспитанников в общеобразовательном учреждении;

• правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);

• правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения) всех сторон деятельности общеобразовательного учреждения

По укрупненным направлениям деятельности МДОУ правовое обеспечение управления учреждением требует, как правило, принятия следующих локальных актов :

• Локальные акты, регламентирующие деятельность органов самоуправления

• Устав общеобразовательного учреждения;

• Положение об общем родительском собрании

• Положение о совете родителей

• Положение о Педагогическом совете

• Положение о собрании трудового коллектива

• Локальные акты, регламентирующие отношения МДОУ с участниками образовательного процесса

• Договор об образовании с родителями (законными представителями)

• Положение о приеме детей и комплектовании групп

• Положение об АИС комплектовании ДОУ

• Правила внутреннего распорядка воспитанников

• Положение о защите персональных данных воспитанников, их родителей (законных представителей, представление льгот по оплате за содержание ребенка в детском саду

• Положение о порядке формирования, ведения, хранения и проверке личных дел воспитанников

• Положение о защите персональных данных работников

• Положение о порядке ведения, хранения личных дел сотрудников

• Положение о режиме функционирования

• Положение о порядке создания, организации работы и принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

• Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса

• Положение о тарификационной комиссии

• Положение «О порядке и условиях осуществления перевода воспитанников»

• Положение об охране здоровья воспитанников ДОУ

• Локальные акты, регламентирующие административную и хозяйственную деятельность.

• Положение О порядке разработке и структуре программы развития

• Положение о делопроизводстве

• Положение по организации питания

• Положение о бракеражной комиссии

• Локальные акты, регламентирующие методическую работу

• Положение о рабочей группе по созданию ООП в соответствии с ФГОС ДО

• Положение об основной образовательной программе в соответствии с ФГОС ДО

• Положение о рабочей программе педагога ДОУ

• Положение «О рабочей группе по подготовке введения и реализации ФГОС ДО»

• Положение об официальном сайте в сети Интернет

• Положение о внутренней системе оценки качества образования

• Данный перечень не является исчерпывающим. Более того, многие из перечисленных актов не являются обязательными.

Приведенные акты отличаются не только по содержанию, но и по процедуре их принятия. Так, как любая организация или должностное лицо, разрабатывающее нормативные акты, обязаны соблюдать при их подготовке действующие нормы законодательства, издавать документы только в пределах своей компетенции, придерживаться общегосударственных правил составления и оформления документов.

Заключение

«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» - эти слова педагога Е. П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного учреждения и семьи. Именно от нас, взрослых, от наших согласованных действий, умений найти точки соприкосновения, помочь друг другу в нелегком деле воспитания детей зависят личностное развитие ребенка, его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу. И от того, насколько правильно мы сможем понять друг друга, принять, согласовать свои действия, зависит эмоциональное благополучие ребенка в семье и детском саду.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Список использованных источников.

1. Богославец Л. Г. «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города» //Ж-л «Управление ДОУ» №5 (18) 2004.

2. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003.

4.https://infourok.ru/doklad-metody-i-priyomy-okazaniya-pedagogicheskoj-pomoshi-seme-4987867.html

5.https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-792258.html

Публикации по теме:

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Консультация для родителей «Монеты банка России как источник изучения истории и географии»Консультация для родителей «Монеты банка России как источник изучения истории и географии» Мы живём в самой великой стране – России и являемся её патриотами. Знать историю своей страны должен стремиться каждый россиянин с самого.

Консультация для родителей «Все начинается с семьи» «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей» В. А. Сухомлинский Задумайтесь, часто ли в вашей семье звучат ласковые слова.

Консультация для воспитателей «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Консультация для воспитателей: «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Двигательный режим включает в себя.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Консультация «Характеристика ребенка перед поступлением в школу»Консультация «Характеристика ребенка перед поступлением в школу» Консультация. Характеристика ребенка перед поступлением в школу Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Консультация «Характеристика методов и приемов изучения семьи» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алла Костырко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Характеристика методов и приемов изучения семьи»
Опубликовано: 24 ноября 2023 в 10:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД