Папки-передвижки

Консультация «Мини-музей «Такие разные куклы»

Елена Чайка
Консультация «Мини-музей «Такие разные куклы»

Музей – это симбиоз творческой деятельности всех участников образовательного процесса, который несёт в себе культуру и передаёт духовное наследие детям.

Музей – это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной информации из поколения в поколение. Посещение музеев, выставок и организация собственных мини-музеев, очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, стимуляции интереса к книгам и обучению.

Публикация «Консультация „Мини-музей „Такие разные куклы“» размещена в разделах

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. В нашем случае это – «мини-музей». Это название отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Цель создания мини-музея – это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Задача педагога занимающегося музейной педагогикой - создание условий для выработки у воспитанников позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

Всю работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:

1. Подготовительный этап – выбор темы, разработка модели или схемы будущего музея, определение содержания экспозиции.

2. Этап реализации проект – подготовка экспонатов, создание экспозиций, организация экскурсий.

3. Обобщающий этап – подведение итогов, определение перспектив.

Основой создания любого музея являются экспонаты. Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать и даже изготовить. В качестве экспонатов могут выступать различные коллекции, творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.

Мини-музей может иметь одну или несколько экспозиций. Для их расположения возможно использование различных частей групповых комнат, «раздевалка», спальня, стены у входа в группу и т. п. Одно из основных требований, предъявляемых к расположению – экспозиции обязательно должен вписываться в интерьер помещений.

Разместить материалы можно на настенных полочках; возможно использование ширм, стендов, мобилей (подвесных конструкций). Благодаря отзывчивости родителей у нас в группе образуются мини – музеи, мы опираемся на основные принципы: партнерство родителей и педагогов; единое понимание педагогами и родителями целей и задач; помощь, взаимоуважение и доверие.

Темой для создания мини – музея может способствовать проектная деятельность. Разрабатывая проект «Такие разные куклы» мы предложили родителям допополнить уже имеющиеся в мини-музее несколько экспонатов, с целью расширения знаний о традициях в использовании кукол, воспитанию бережного отношения к культуре своего народа. Семьи воспитанников активно включились в ее организацию. Были представлены: книги об игрушках, различные самодельные народные куклы, которые были изготовлены из различных материалов: деревянных чурбачков, соломы, сена, тряпичные куклы, куклы из ниток, природного материала.

По назначению куклы делились на три группы: игровые, куклы – обереги и обрядовые. Например: куклы для игр детей : куклы-пеленашки, куклы-болванчики, «Зайчик на пальчик»; обрядовые куклы : «Купава», «Десятиручка», «Кубышка – Травница». Совместно с родителями дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сближало взрослых и детей, делало их настоящими партнерами.

Особое внимание я уделяла укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью я использовала, как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, организация совместных календарных праздников «Осенины», «Рождественские посиделки»; просмотр открытых занятий, так и нетрадиционные: привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, мастер-класс «Народная кукла своими руками», «виртуальные» путешествия, экскурсии в музеи народных мастеров с использованием Интернет- ресурсов, создание мини-музея.

Немаловажным условием в приобщении детей к народной культуре посредством создания народной куклы, я считаю сопровождение деятельности художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием частушек, песен.

Мини – музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них гостям. С интересом изготавливают поделки из различных материалов, рисуют, тем самым пополняя развивающую среду. Мини-музеи позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается мелкая моторика рук.

Известно, что окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Поэтому очень важно, чтобы знания и навыки, приобретенные в процессе познавательной и совместной деятельности, дети могли использовать в свободной деятельности. С этой целью мною были созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол. В уголке творческой деятельности представлены различные материалы для создания кукол: небольшие лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки. Здесь дети могут не только сами создавать кукол, но и играть с ними. Использование натуральных материалов очень существенно для развития здорового ребенка. Дети многому учатся с помощью осязания. Они трогают разные поверхности и структуры, любят, засыпая, держать что-нибудь мягкое.

Созданию мини – музея в условиях старшей группы детского сада способствует поисково - исследовательская деятельность, которая позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем, даёт возможность объединить детей, воспитателей и родителей в совместной деятельности, а также сформировать настоящее сообщество детей, родителей, воспитателей.

Дети вскоре получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя познавательные экскурсии для воспитанников других групп. Огромный плюс – интерактивность музейной работы, при которой дети могут потрогать руками и близко изучать экспонаты, чувствовать свою причастность к процессу. И как следствие, растёт их интерес к познанию нового, легче усваиваются знания и учебный материал.

Таким образом, музейная деятельность в детском саду делает воспитательно-образовательный процесс более интересным, качественным, результативным. Дети могут проявить свою индивидуальность, эстетический вкус в практической деятельности, совершенствуя и углубляя знания о народной игрушке, тем самым воспитывая интерес к народному творчеству.

Прикреплённые файлы:

na-mam-muzei_cd5ce.pptx | 15630,84 Кб
 
Публикации по теме:

Фоторепортаж «Такие разные елки»Фоторепортаж «Такие разные елки» Что такое новогодняя ёлка? Это конечно главный символ или атрибут новогоднего праздника. Для нынешних детей, это большей частью искусственная.

Фотоотчет «Такие разные, но все такие симпатичные снеговики»Фотоотчет «Такие разные, но все такие симпатичные снеговики» Декабрь в этом году недвусмысленно дал понять, что нынешняя зима в лучшем случае серьёзно задерживается, а в худшем и вовсе ушла в отпуск.

Консультация для родителей «Такие разные, но любимые дети!» Приветствую вас, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами информацией о том, как помочь родителям эффективно взаимодействовать со своими.

Мини-музей народной тряпичной куклыМини-музей народной тряпичной куклы Мини-музей народной тряпичной куклы Цель: Ознакомление воспитанников с русской народной культурой, на примере тряпичной куклы Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Мини-музей «Такие разные куклы»
Опубликовано: 26 марта 2024 в 11:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД