МААМ-картинки

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Загидуллина Виктория
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие стоит начинать как можно раньше, слышали многие.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать речь, память, внимание, мышление, восприятие.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. Н. Есенина, Л. В. Антакова – Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Еще в возрасте 4 – 5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и ваш ребенок не исключение.

Следствие слабого развития мелкой моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Понимание педагогов и родителей значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психологическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навыки письма, развить связную речь ребенка.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Цель работы:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и различных видах продуктивной деятельности;

• Формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом: развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук;

• Совершенствование движения рук, развитие психических процессов:

произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. речь детей;

*Донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Для реализации цели определила следующие задачи:

1. Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

2. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

3. Сформировать элементарные специфические графические навыки.

4. Подготовить руку ребенка к письму.

Работа ведется в двух направлениях:

Работа с детьми Работа с родителями

* Пальчиковые игры * Консультации

* Массаж пальчиков * Мастер- класс «Учим пальчики»

* Игры с предметами * Папки – передвижки

* Пальчиковый театр * Индивидуальные консультации

* Работа с клеткой * Беседы

* Занятия продуктивного цикла * Привлечение к изготовлению

* Игры - соревнования пособий

Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течении долгого времени. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыков развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам – (от простого к сложному) : сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.

Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным; если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативу.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Лучшими зарубежными и отечественными специалистами (Т. Б. Филичева, Н. Нищева) разработаны пальчиковые игры, благодаря которым развиваются речевые центры, теперь ребенку легче концентрировать внимание, сосредотачиваться. Эти игры можно проводить с детьми с 6 месяцев. Забавные стишки, особенно те, в которых присутствует имя ребенка, родители могут придумывать самостоятельно.

Обязательное условие – сопровождать ими все движения пальцев ребенка. В игре должен быть задействован каждый пальчик, а кисть ребенка должна сжиматься и раскрываться поочередно.

В 3-4 года задействуем все пальцы. После 4 лет вводим в игру симметричные и несимметричные движения рук. К 5 годам усложняем движения - правая и левая руки одновременно производят разные действия. Отводите на пальчиковые игры время ежедневно: 5- 10 минут в день вполне достаточно.

Пальчиковый театр это увлекательная дидактическая игра, которая:

1. стимулирует развитие мелкой моторики;

2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

3. помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: слева, справа, рядом, друг за другом и т. д.);

4. развивает воображение, память, мышление и внимание;

5. пополняет словарный запас и активизирует речевые функции;

6. формирует творческие способности и артистические умения, знакомит с элементарными математическими понятиями.

Для успешного развития мелкой моторики пальцев и кисти рук мною были сделаны различные виды театров : пальчиковый театр вязаной игрушки «Мордашки», на киндер яйцах, из чехлов для сотовых телефонов; тростевой театр на совочках «Снежная королева»; варежковый театр «Говорушки»; театр на прищепках «Кот, лиса и петух».

В раннем и младшем возрасте не забываем о развитии навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии и т. д. Для неумелых детских пальчиков очень полезна будет такая игрушка – тренажер для застегивания пуговиц.

Игры – шнуровки

1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

4. способствуют развитию речи;

5. развивают творческие способности;

6. развивают усидчивость;

7. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Можно сказать, что шнурок - это змейка, она любит ползать по домику (проползать через дырочки). Когда ребенок протаскивает шнурок в дырки, обращайте внимание ребенка на расположение шнурка – наверху или внизу, справа или слева. Со старшими дошкольниками можно провести упражнение с дыроколом: нужно вырезать из картона какую – нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки, после шнурок или ленточку продеть в отверстия.

Воздушно- пузырчатая пленка имеет большой спектр применения. Но иногда применение пузырьков поражает воображение. Оказывается, медики применяют ее для развития мелкой моторики у детей. Перед тем, как научить деток вышивать, вязать и даже завязывать шнурки – похлопайте с ребенком воздушные пузырьки, подготовьте пальчики к большей чувствительности.

Игры с крупой и семенами

Крупа универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.

• Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на «доске» линии, а ребенок повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры, потом они превратятся в снеговиков, дома, солнышко.

• Насыпаем в кружку фасоль. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцем, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

• На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например дерево. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Можно просто поиграть в игру «Выложи по контуру», где ребенок раскладывает горох или фасоль, косточки от фиников на контур рисунка не приклеивая его.

• Сортировка семян – требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

«Переливание» семян, например, гороха. Ребенок «переливает» крупу из одного сосуда в другой.

Упражнения с прищепками – развивает сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнений – научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.

• Чтобы игра была привлекательной можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, ежику иголки, дождик к тучке, травку к земле и т. д.).

• Кукольная одежда на прищепках. Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке.

• Коробочка с прищепками. Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

• Театр на прищепках принесет радость детям. На прищепку крепится вырезанный из книги персонаж сказки, изготавливается настольная ширма и дети с удовольствием могут пересказывать сказки, развивая не только мелкую моторику, а и связную речь, память, творческие способности.

Упражнения с бусинами

Отлично развивает руку различное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки. Можно составлять бусы их картонных кружков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рыбины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали постепенно нужно «измельчать».

• Если из киндер яйца сделать голову змейки, закрепить в ней шнурок, а вместо бусинок использовать разрезанный на части футляр от фломастера, то получится прекрасная самоделка.

• Выкладывание фигур с помощью уже нанизанных бус. Цель упражнения – научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов: сердце, спираль…

Занятия продуктивной деятельностью.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение). Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука – глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Упражнения с красками.

Рисование пальчиками - этим упражнением можно заниматься с 2 лет. Плюс занятий состоит в том, что ребенок видит результат своего «творчества» и счастлив. От таких игр ребенок получит только пользу и хорошее настроение. Минус таких занятий: необходимо оборудовать специальное место для работы, ребенок может запачкаться, разлить воду. В своей работе я использую нетрадиционные техники рисования –

• печать природными формами (листья, цветы, шишки,

• рисование мятой бумагой (тонкий лист бумаги смять и опустить в краску, а затем комок примакивать в то место, где хотите изобразить кружева облаков, пышную крону леса,

кляксография: в центр листа капнуть краску, затем наклонить в разные стороны, подуть через трубочку, дорисовать детали. Что получилось?

• оттиск пробкой, пенопластом, ластиком, где рука работает на напряжение – расслабление.

Аппликация - доступна с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками бумагу. Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав клеем. Еще можно смять бумагу в небольшие комочки и приклеивать, создавая объемное изображение.

С 3 лет можно учиться вырезать ножницами, главное чтобы они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать фигурки из красочных журналов и приклеивать их к бумаге. Игры на вырезание узоров из сложенной в несколько раз листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество.

Лепка

В своей работе с детьми я использую барельефную лепку, где помимо общеобразовательных задач решаются также и коррекционно – логопедические задачи. Я разработала перспективные планы занятий по барельефной лепке для всех возрастных групп в соответствии с лексическими темами, апробировала методику проведения занятий с детьми, имеющими речевые нарушения. Однако, считаю нужным отметить, что занятия барельефной лепкой не должны заменять все занятия обычной лепкой. Это не целесообразно, так как в барельефной лепке дети не в полной мере могут ощутить объем вылепленного предмета. Как показывает опыт работы, следует комбинировать занятия по обычной лепке, с занятиями по барельефной. В барельефной лепке:

1. усовершенствованы навыки владения стекой, что оказало влияние на подготовку руки детей к письму;

2. усовершенствованы технические приемы: размазывание из столбика и шарика, сворачивание столбика в спираль;

3. укреплена мелкая моторика рук;

4. приобретен навык ориентировки на плоскости, умение видеть пространство

5. заложены основы волевых качеств: выдержки и терпения.

Игры с конструктором, мозаикой – в это время развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук.

Развитые детские руки нужны не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь – не ждать школу, а готовиться к ней. С этой целью в помощь родителям и детям я разработала комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики и координации движений рук для детей среднего и старшего возраста в соответствии с лексическими темами. Что же сюда вошло:

• игры с пальчиками, пальчиковые игры с палочками и цветными спичками, фузкультминутки, пальчиковый алфавит, пальчиковые театры.

Развитие графической моторики : рисование по трафаретам, штриховка, соедини точки одной линией, дорисуй узор по клеточкам (очень увлекательное и полезное занятие для детей, это игровой способ развития пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости).

задания: сплести узор из шнурков; выложить крупой по контуру; рассыпать крупу поровну в емкости; сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов; сматывание ниток в клубочки; рисовать на манке; завязать как можно больше узлов на веревке; из бумаги скатать рулончик; нитками выложить рисунок; завязать бант на коробке и так далее.

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, неназойливая помощь, понимание родителей, заинтересованность детей помогли мне добиться хороших результатов.

Таким образом, в результате проделанной работы, я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И это все напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепкамиРазвитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепками «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр на прищепках». «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 января 2023 в 10:32
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД