МААМ-картинки

Консультация «Как мотивировать подростка учиться?»

Елена Стрельцова
Консультация «Как мотивировать подростка учиться?»

Как мотивировать подростка учиться?

Очень часто родители подростков, начиная с 5–7 класса, жалуются на то, что успеваемость ребенка, его мотивация к учебе резко снизились. Ранее послушного ребенка стало невозможно «заставить сесть за уроки» – он все свободное время посвящает социальным сетям, «бесполезному общению» со сверстниками.

Публикация «Консультация „Как мотивировать подростка учиться?“» размещена в разделах

Подростковый возраст характеризуется проявлением самостоятельности, демонстрацией своей независимости, а зачастую и непокорности по отношению к принятым нормам, требованиям даже близких взрослых. Именно в подростковом возрасте перед взрослеющим ребенком стоит важнейшая задача – познание себя и окружающих его людей, их взаимоотношений, их отношения к нему, его способности влияния, воздействия на них.

Если в младшем школьном возрасте ребенок хотел порадовать родителей хорошими отметками, то в подростковом возрасте становится гораздо важнее быть значимым для своих сверстников, осознать свое место в мире, свою уникальность, свои личностные качества, свой характер. Все эти переживания, происходящие на фоне гормональной перестройки организма, ослабляют мотивацию подростка к полноценной учебе. Кроме того, могут присутствовать и внешние факторы, не способствующие укреплению интереса к учебной деятельности, – перегрузка ребенка дополнительными занятиями, неумение преподавателей заинтересовать своим предметом, предвзятое отношение учителей к ребенку (например, как к «троечнику», эмоциональная отчужденность родителей и ребенка в семье, конфликты (а иногда и травля, буллинг) ребенка в школе, серьезные события в семье (переезд, переход в другую школу, развод родителей, появление нового члена семьи и пр.).

Родителю (иногда совместно с учителем, психологом) необходимо проанализировать причины снижения мотивации к учебе – важно понять, чем можно помочь ребенку, носит ли падение успеваемости «патологический» характер или это нормальный период, который в дальнейшем компенсируется без особого внешнего вмешательства. Если причина падения интереса к учебе выявлена то, можно сказать, что это 50% успеха. Если она не связана с подростковой депрессией; негативными внутрисемейными ситуациями; буллингом, травлей со стороны одноклассников; острым конфликтом с учителем; агрессивностью подростка и подобными ситуациями, с которыми родители должны разбираться вместе со специалистами, – то тогда родители могут попробовать применить следующие рекомендации.

1. Заставить подростка учиться лучше, скорее всего, надолго не получится. Например, лишение компьютера, гаджетов, интернета, денег, общения со сверстниками, ужесточение контроля за учебной деятельностью и досугом могут лишь надолго серьезно подорвать доверительные отношения с ребенком, вплоть до того, что подросток начнет скрывать проблемы с учебой, прогулы. Выстраивание доверительных, неманипулятивных отношений, не построенных на страхах и упреках – трудный и долгий процесс, но необходимый для теплых и ответственных семейных взаимоотношений.

2. Психологи часто говорят, что если хочешь кого-то изменить, на кого-то повлиять – начни с себя! Проанализируйте, как вы сами и ваши близкие относятся к получению новых знаний (независимо от возраста и статуса, насколько вы открыты к освоению новых навыков (профессиональных, спортивных, «технологических» и т. д., сможете ли вы утверждать, что ваш взрослеющий ребенок видит пример в семье, как уже взрослые люди продолжают учиться (допускать ошибки, иногда лениться, достигать определенных высот, распределять свое время на необходимое и «досуговое»? Есть ли у вас общие увлечениями с ребенком (любыми, вплоть до просмотра «ужастиков», на основе которых можно строить совместные планы, обсуждения, свободное время? Интересуетесь ли вы современной литературой, фильмами, искусством? Покажите на собственном примере, что обсуждать с приятелями можно не только сплетни или бытовые, хозяйственные вопросы, что родители, помимо решения бытовых вопросов, увлечены творчеством, решением конкретных задач в профессиональной сфере, изучением новых технологий и это их вдохновляет, приносит радость и удовлетворение.

3. Хорошей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Ведение собственного блога, увлечение компьютером, спортом, коллекционирование, различные виды творчества – все это может стать основой возрождения интереса к учебе и школе. Кроме того, в связи с тем, что для подростка крайне важно общение со сверстниками, будет идеально, если вы сможете увидеть совместные увлечения вашего ребенка и его друга, подруги. Пусть его сверстники приходят домой, подбросьте им сами идею занятий чем-то полезным и продуктивным – моделирование, кулинария, мыловарение, ведение тематического блога. То есть таких занятий, где необходимо продумывать последовательность действий, выбирать приоритетные для решения задачи, распределять свое время, возможно, посоревноваться со сверстником в достижении цели. Все эти навыки пригодятся и в учебе (которая возможно не будет такой же увлекательной, но навыки последовательного достижения результата уже будут освоены).

4. При выстраивании учебной деятельности подростка всегда учитывайте его личностные особенности, склонности, характер. Например, застенчивого подростка, испытывающего страх перед выступлением на публике, не стоит заставлять выходить к доске (о чем предварительно можно договориться с учителями, а предоставить ему возможность отвечать в письменном виде. Можно попробовать заинтересовать его различными историями о том, как ныне популярные личности боялись в детстве выступать на публике, но впоследствии преодолели свою застенчивость. Любые возможные неуспехи ребенка в учебе не надо драматизировать и «ставить крест» на его способностях. Напротив, постоянно показывать, что «слабые» стороны, недостаток того или иного навыка могут стать своеобразным толчком, ресурсом для развития, привлекать ярко выраженные особенности подростка для решения вопросов с учебой. Например, если подросток честолюбив, показать, как изучение предметов может помочь в будущем сделать карьеру, добиться успеха, поступить в престижное учебное заведение и пр. Подростка с демонстративным характером можно увлечь посещением курсов ораторского, актерского мастерства, с тем чтобы в дальнейшем, подготовив доклад, презентацию, отлично выступить перед классом.

5. Также, важно в целом укреплять адекватную самооценку подростка, дав ему возможность для обретения уверенности в своих силах через общение, познание своих сильных сторон и сторон, которые надо развивать. Адекватное повышение самооценки положительно скажется на учебе, взаимоотношениях с учителями и сверстниками.

6. Важно помнить и о соблюдении организационно-бытовых условий в учебной деятельности:

• режиме дня (подросток уже не ребенок, но высыпаться, полноценно питаться и отдыхать от учебы ему необходимо);

• смене деятельности при выполнении домашних заданий;

• ощущении (не авторитарного) контроля за своей деятельностью со стороны родителей (вряд ли подросток захочет лишний раз вызывать недовольство со стороны родителей если его можно спокойно избежать, сделав необходимый минимум);

• соблюдении «рабочей атмосферы» в доме во время выполнения ребенком домашнего задания (никто не захочет работать, когда остальные члены семьи развлекаются – смотрят телевизор, играют в интернет-игры и пр. ; положительную роль сыграет договоренность, что сейчас подросток идет делать уроки, мама – готовить, а папа – чинить бытовую технику, а потом все смогут провести время за компьютером, телевизором или пойти гулять).

7. Важным аспектом в возращении мотивации к учебе является педагогическая помощь в «запущенных» предметах. Если подросток не посещал, не успевал по определенному предмету, то безосновательно требовать от него восполнения пробелов без дополнительной помощи со стороны учителей, родителей, репетиторов. Крайне важно поговорить с учителем и договориться о том, что малейшие усилия ребенка по «запущенному» предмету будут учитываться и замечаться, обсудить возможность и необходимость индивидуального плана обучения, облегченных заданий, разбивки тем для освоения на небольшие фрагменты, применения иных педагогических приемов. Причем для родителя должен быть важен не только конечный результат (например, удовлетворительная оценка по предмету, а именно процесс достижения подростком небольших задач и целей (преодоление своей лени, самостоятельное распределение времени на подготовку и пр.).

Решение проблемы мотивированности – одна из наиболее сложных в психологии (если бы она легко решалась, то, например, все могли бы контролировать свой вес или достигать высот в спорте и пр.). Мотивировать подростка на получение знаний, учебу, желание к чему-то стремиться, чего-то в жизни достичь, на получение удовольствия от самого процесса движения вперед – непростая и не быстро решаемая задача. Однако она крайне важна (даже если ребенок учится сносно, но без интереса, а только чтобы порадовать родителей). Ученые давно заметили, что мотивированные дети, не только лучше учатся, но и в будущем их жизнь складывается успешнее как в личном, так и в профессиональном планах; такие люди менее подвержены депрессиям, чем их «немотивированные» сверстники.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Как научить мозг учиться?»Консультация для педагогов «Как научить мозг учиться?» Краткие выводы из науки о мозге Требование современного общества о человеке успешном во всех областях начинает реализовываться с раннего.

Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации»Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Поздравляю всех с началом нового учебного года и представляю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы.

Консультация для родителей «Психология подростка. Кризис 14 лет: не сломать и не сломаться» .Этот первый год, эти несколько пеленочных месяцев кажутся вечностью. Так будет всегда: купать, стирать, пеленать, вставать ночью, болезни,.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Сценарий викторины «Грамоте учиться — всегда пригодится»Сценарий викторины «Грамоте учиться — всегда пригодится» Сценарий викторины" Грамоте учиться — всегда пригодится" Цель: обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах. Задачи. Обобщить.

Стихи о том, как важно учитьсяСтихи о том, как важно учиться Скоро 1 сентября - день Знаний! И Новый - учебный год! Илл. внучки, А. Ромадиной, для стихотворения, размещается с её согласия *** Меня.

Учебно-познавательное занятие для подростков «Зачем учиться?» Учебно-познавательное занятие «Зачем учиться?» Человек должен учиться, потому, что он человек. В. А. Сухомлинский. Цель: - Способствовать.

Учиться, чтобы соответствоватьУчиться, чтобы соответствовать Все воспитатели, работающие в нашем детском саду, имеют высшее педагогическое образование. Но не все учились именно на факультете дошкольного.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Как мотивировать подростка учиться?» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Стрельцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Как мотивировать подростка учиться?»
Опубликовано: 4 мая 2023 в 14:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД