МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Возрастные особенности экспериментальной деятельности дошкольника»

Елена Старицкая
Консультация для воспитателей «Возрастные особенности экспериментальной деятельности дошкольника»

Возрастные особенности экспериментальной деятельности дошкольника

Консультация для воспитателей.

«Возрастные особенности экспериментальной деятельности дошкольника»

Важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание внутренней потребности в знаниях. Экспериментирование формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Публикация «Консультация для воспитателей „Возрастные особенности экспериментальной деятельности дошкольника“» размещена в разделах

Это объясняется тем, что для старших дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и сложные закономерности, которые лежат в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Установление взаимосвязей, существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, понять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями можно использовать элементарные опыты.

Ребенок расширяет представления о мире в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими создать целостную картину мира.

Детям дошкольного возраста характерен ряд особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность, позволяющих наиболее чувственно воспринимать явления природы.

С введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, которое направлено на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности.

Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования

Н. Н. Поддъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментатировании достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игровая деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Консультация для родителей. Возрастные особенности детей 3-4 лет Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж.

Консультация для родителей «Нежный возраст» (возрастные особенности детей 4–5 лет) Консультация для родителей "Нежный возраст" (возрастные особенности детей 4-5 лет) После трех лет ребенок очень сильно меняется, даже внешне.

Консультация для родителей средней группы «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Консультация для родителей средней группы: «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Возрастные особенности детей 4-5 лет Подготовила: Овчаренко.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 2–3 лет» Уважаемые родители! На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Паутовский детский сад «Солнышко» Консультация для родителей «Возрастные.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный.

Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский.

Консультация для родителей «Очаровательные малыши. Возрастные особенности детей 2–3 лет» В 2-3 года у малышей быстро прибавляется масса тела, увеличивается рост; костная система в некоторых местах сохраняет хрящевое строение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Возрастные особенности экспериментальной деятельности дошкольника»
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 20:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД