МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Воспитание сказкой»

глактионова марина
Консультация для воспитателей «Воспитание сказкой»

Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 10» города Костромы

Глактионова Марина Геннадьевна

Вдумчивые, заботливые и мудрые родители, педагоги и психологи постоянно задают себе вопрос: «Как вырастить и воспитать счастливого, успешного с хорошим эстетическим вкусом, здорового не только физически, но и нравственно здорового ребёнка».

Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание сказкой“» размещена в разделах

Поиск ответа на этот вопрос зачастую приводит нас к анализу различных теорий воспитания и обучения, чтобы учесть все плюсы и минусы того или иного метода. При этом мы забываем, что мудрое человечество ищет ответы на подобные вопросы тысячелетиями, и не только ищет, но и находит. Находит и передаёт из поколения в поколение через сказку, легенду, притчу. Существует такое мнение, что в сказке зашифрована история развития человека и человечества, чтобы каждое новое поколение через сказку могло впитывать это знание о мире, о философии жизни,о духовном пути и социальной реализации человека.

По мнению японских учёных, к 3-м годам мозг ребёнка формируется на 70% и то, что успели заложить в своё маленькое чадо к этому возрасту, будет иметь определяющее значение в его дальнейшей жизни. Воспитание детей раннего возраста базируется на 2-х принципах: не принуждать, заинтересовать. Педагог, профессор Н. М. Аксарина – автор книги «Воспитание детей раннего возраста» говорит о том, что малыши очень восприимчивы, отличаются внушаемостью, подражаемостью. В раннем возрасте начинается интеллектуальное, нравственное, эстетическое воспитание ребё нка и на их развитие влияет вся окружающая обстановка: тон стен, живые цветы, репродукции картин, скульптура. Ребёнку нужны разнообразные и яркие впечатления, формирующие у него чувство вкуса: прогулка в красивом саду, поездка к водоёму, поход в галерею. Однако самыми доступными приёмами эстетического воспитания являются музыкальные занятия, песни, танцы и сказки! «Не от еды дитя растёт, а от радости» - гласит народная пословица.

Нотации в виде нравоучений о правилах поведения не отпугивают малышей от различных шалостей. Как же тогда донести до малышей заключённую в слове мудрость? Вот тут и выручает правильно подобранная сказка. Её с одинаковым вниманием и желанием готовы слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны.

Житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения: «Слово может больно ударить, а может и спасти», или «Народ скажет как завяжет».

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен нравственный урок, который они постепенно воспринимают, когда вместе с родителями многократно возвращаются к тексту сказки. Умственное развитие детей от 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, т. е. наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Поэтому нередко замечается ситуация, когда родители рассказывают сказку по книжке, а дети рассматривают иллюстрации сказки, отвлекаются на рисунки. И казалось бы не слышат текст, потому что детям легче принять зрительные образы. В этой ситуации с ребёнком следует сначала проанализировать картинки, рассказать, что на этих картинках изображено, после этого предлагать текст. Зная, что нарисовано на иллюстрациях, ребёнок более внимательно вслушивается в слова. Некоторые сказки дети просят перечитывать, повторять, пересказывать. Именно эти сказки помогают малышу что-то сформировать внутри себя, эти сказки ему очень полезны.

Дети воспринимают смысл сказки не только на сознательном, но и на подсознательном уровне. Слушая сказку, ребёнок погружается в описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с главным героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребёнку осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны. И вернувшись, в реальный мир, у ребёнка появляется чувство защищённости, он становится увереннее в себе и стремится воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. (Слова сказки забываются, ощущения остаются)

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую хочется разгадать! Сказки пришли из глубины веков и принесли оттуда различные знания и мудрость. Во многих сказках символический смысл не лежит на поверхности, толкование сказки является делом непростым. .Вот, например, сказка «Курочка Ряба». О чём эта незатейливая по сюжету сказка? Раньше сказка предназначалась взрослым. Золотое яйцо – символ смерти, который получают старики. .Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, чтобы продлить себе жизнь. Но мышка опережает! Поэтому старики плачут. Рябая курочка в древней мифологии – посредник между миром живых и миром мёртвых. Курочка дарит им простое яйцо – символ новой жизни. Сказка символизирует победу жизни над смертью.

В сказке «Колобок» главный герой наказывается за хвастовство. Но есть ещё один момент – круглый колобок символизирует луну. И в древнем варианте этой сказки каждый встреченный зверь откусывал от колобка по кусочку.

Так круглая «луна» становилась всё меньше и меньше, превращаясь в месяц. А потом и вовсе исчезла. .В сказке определяется посыл к поведению – о послушании – есть границы дома, где ребёнку безопасно и есть границы вне дома, где легкомысленное поведение может привести к трагическому концу. И в то же время сказка рассказывает о фазах развития луны.

В образном и сюжетном ряду сказок – старых и новых, народных и авторских зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причё м знания эти охватывают все жизненные сферы человека:

- область отношений между людьми,

- инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов,

- сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним,

- рекомендации по противостоянию стрессу,

- духовное развитие человека,

- мужская и женская психология.

Наши предки знали все достоинства сказок и использовали их в качестве самого эффективного средства общения с детьми. Сказка – универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребёнка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребёнка- лучшим средством успокоения и воздействия на малыша всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история. Современные психологи используют рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как своеобразную терапию. С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребёнка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний. Не зря существует поговорка : «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Для гармоничного развития личности маленького человека нужны всякие сказки :

Дидактические – обучающие и разавивающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках одушевляются цифры, буквы, овощи,предметы.

Народные сказки складывались веками, приукрашались, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому всегда использовались в педагогических целях. Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает в лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаиваться, а стараться найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок», «Зимовье зверей» - учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказке «Лисичка сестричка и серый волк». Сказки о приучении к чистоте «Мойдодыр», «Федорино горе». Трудолюбие в народных сказках всегда поощряется – сказка «Крошечка Хаврошечка», мудрость восхваляется – «Мужик и медведь», забота о близких поощряется – сказка «Бобовое зёрнышко». Сказка «Заюшкина избушка» про храбрость и помощь более слабому, мораль сказки «Морозко» - вежливые и добрые люди дождутся в жизни большего, чем грубияны и злодеи. Народные сказки в свою очередь подразделяются на три вида:

-сказки о животных : животным присущи человеческие качества,

-волшебные сказки : их герои живут в нереальном мире с волшебными событиями и приключениями,

-бытовые сказки : отражение повседневного народного быта.

В трёхлетнем возрасте детям больше нравится рассказы о животных, о их взаимодействиях с людьми. Это обосновано тем, что в это время они часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплащаются в них и подражают им.

Диагностические сказки – вы наверное знаете, какие сказки больше нравятся вашему ребёнку. Это означает, что ребёнок на подсознательном уровне выбрал главного героя сказки своим прообразом и примеряет на себя модель его поведения. Так девочка, любящая сказку про хитрую лисичку, будет и в жизни использовать лукавство и хитрость. Если мальчик увлекается историями про пиратов – скорее всего это говорит о том, что он любит решать всё силой. Попробуйте сочинить сказку вместе с ребёнком, и вы узнаете тайные мысли и желания малыша

Лечебно-профилактические сказки составляет с родителями психолог, психотерапевт, когда родители обращаются с какой-либо проблемой. Все мамы рады хорошему поведению и ругают за плохое. Если ваш ребёнок чего-то не хочет, отказывается одеваться, кушать, умываться, кусается или ведёт себя замкнуто – создайте для него настоящую лечебную историю, и поведение обязательно начнёт меняться.

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния, например перед сном – снятия усталости, возбуждения, напряжения. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

Сказки – волшебный помощник в воспитании детей. Не лишайте детей детства, читайте и рассказывайте детям сказки с их волшебством и чудесами. Чем больше дети будут верить, что может быть так волшебно, тем легче и благополучнее будет в дальнейшем их жизнь – считают психологи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье»Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье» Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Консультация «Экологическое воспитание»Консультация «Экологическое воспитание» Экологический субботник в детском саду Экологическое воспитание очень важно, ведь малышей нужно как можно раньше приучать к бережному отношению.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения - дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.

Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце»Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Однажды Эйнштейна спросили, как можно сделать детей умнее. Он ответил: «Если вы хотите, чтобы ваши дети.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для воспитателей «Воспитание сказкой» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем глактионова марина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Воспитание сказкой»
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 22:50
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД