Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность на речевых театрально — игровых занятиях»

светлана александровна ковыляева
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность на речевых театрально — игровых занятиях»

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность на речевых театрально – игровых занятиях»

Подготовила воспитатель Ковыляева С. А.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также умение пользоваться усвоенным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Публикация «Консультация для воспитателей „Театрализованная деятельность на речевых театрально — игровых занятиях“» размещена в разделах

Развитие речи - играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, в ней как в зеркале отражается и логика, и богатство представлений, и другие качества личности. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи, а уж тем более развитие речевого творчества становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Развитие речи и развитие речевого творчества решаются как традиционными, так и не традиционными средствами ребенка. Одним из таких средств является организация речевых театрально игровых занятий на основе сказки. Сказки наиболее интересны для детей дошкольного возраста, так как этот жанр является самым доступным, из-за простоты и непосредственности изложения. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют развивать речь детей самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Сказка помогает сформировать у детей позитивные модели поведения, позволяет им на эмоциональном и вербальном уровнях понять и осознать "что такое хорошо и что такое плохо", дает возможность каждому ребенку примерить на себя разные роли, оценить свой поступок со стороны. Дошкольники с удовольствием принимают сказку, т. к. она легко и плавно переходит в игру и наоборот. В сказках нет скучных нотаций и бесполезных нравоучений. Слушая сказки, а затем «играя» в нее ребенок может мечтать, думать, творить.

Методика организации речевых театрально – игровых занятий.

Речевое занятие, построенное на сказке или где ребенок будет слушать и «играть в сказку», организуется с сентября один раз в месяц.

Всего 9 занятий в год.

Каждое занятие продолжительностью 25-30 минут посвящается одной сказке. Воспитатель подбирает сказку по тематической неделе, готовит атрибуты, определяет задачи, методы и приемы и вид театральной деятельности по данной сказке.

Занятие имеет общую гибкую структуру, с разным содержательным наполнением, состоит из трех частей, включает ритуалы приветствия и прощания.

Встречи проходят в дружеской обстановке, дети слушают сказки, воспитатель рассказывает (не читает) сидя на ковре в удобной позе.

Виды театрализованной деятельности на речевых театрально – игровых занятиях :

- творческие задания на развитие интонационной выразительности;

- творческие игровые упражнения;

- театральные этюды;

- игры – драматизации и т. д.

Основные задачи таких занятий :

1. Развитие речевого общения : умение исполнять небольшие монологи и развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений. Пользоваться разнообразными выразительными средствами общения – словесными, мимическими, пантомимическими с учетом конкретной ситуации.

2. Развитие словаря: активизировать образные слова, выражения, сравнения, эпитеты.

3. Развитие грамматического строя речи: содействовать активному использованию разных типов предложений.

4. Развитие звуковой культуры речи: развивать и совершенствовать дикцию, тренировать в произношении слов и предложений в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией.

По сюжету сказок каждый герой действует: куда-то идет, что-то достает, кому-то помогает, от кого-то убегает, проявляет активность; принимает решение, делает выбор, полагаясь на самого себя, т. е. действует самостоятельно; преодолевает препятствия, может терпеть временные поражения, но оказывается победителем, добивается успеха. Когда дети "пропускают" свои волнения через сказочные образы лесных школьников, им легче осознавать их причины.

Обсуждения сказок проходят с опорой на следующие вопросы:

• О чем эта сказка, чему она учит, что мы узнали из сказки? Где бы мы могли применить эти знания в нашей жизни? - т. е. проговаривается основная тема сказки, где есть общие ответы на общие вопросы.

• Почему и зачем герой (герои) совершает тот или иной поступок? Зачем ему (им) это нужно было? - выясняются мотивы поступков.

• Как герой (герои) решает проблему, с которой столкнулся? Какой способ поведения он выбирает - пассивный или активный? - вырабатываются способы преодоления трудностей с использованием их в реальной жизни.

Какой эмоциональный отклик вызывают у окружающих герои сказки: радость, печаль, сострадание? - определяется эмоциональная направленность по отношению к окружающему миру и к самому себе.

• Какие чувства вызывает прочитанная сказка? - активизируется словарь ребенка, совершенствовалась звуковая сторона речи, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

В средней группе еще только формируется активная речь, игровые умения, средства выразительности: мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи. Поэтому, начать работу с простых воспроизведений хорошо знакомых сказок: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба».

В старшей группе осваиваются игры – драматизации, которые отличаются более сложным содержанием. Использовуются многоперсонажные игры – драматизации. «Теремок», «Заюшкина избушка», позволяющие развивать связную речь и речевое общение. Ведутся работы над соблюдением единства речи, мимики, пантомимики, жестов. Дети очень любят инсценировать сказки, показывая их не только друг другу, но и своим родителям.

При драматизации сказки дети учатся:

- ставить себя на место положительного или отрицательного героя;

- выражать свои чувства, через движения, жесты, речь;

- строить диалоги, делать свою речь эмоциональной, образной, живой,

- расширяют свой словарный запас;

- работать в группе, распределять роли…

Так же для развития речи детей, учить детей не только воспринимать содержание сказки, но и преобразовывать события, придумывать новый конец сказки, смешивать сюжеты сказок, их героев в одной сказке, вводить неожиданные ситуации. Для этого проводятся беседы по картинкам со сказочными сюжетами, дети, рассматривая их стараются придумать свою сказку. Систематическое рассказывание сказок детям, побуждает детей к сочинению своих собственных произведений на самые разные темы.

Первый вариант: сочинить сказку с заменой героев, но сохранить сюжет.

Второй вариант: заменой сюжета, но сохранению героев произведения.

Третий вариант: с сохранения сюжета и героев, но замена времени и результатов. Например, сказка «Гуси лебеди», сюжет происходит летом, а так как в данное время на улице зима, то заменяем лето зимой.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Поэтому играйте с детьми в сказку – обучая, и обучайте по сказкам - играя.

Перспективный план

Тема недели сказки

«Путешествие на север»

«Снежная королева»

«Путешествие на юг»

«Слоненок»

«Кто в море живёт, что по морю плывёт?»

«Байки о щуке зубастой»

«Про самых любимых» «Стойкий оловянный солдатик»

«Здравствуй солнышко!» «Подушка для солнышка»

«Весна. Капель. Половодье»

«Заюшкина избушк»

«Вода и её свойства» «Сказка про Воду»

Автор: Ирис Ревю

«Весна. Прилёт птиц» «Как воробьишко Африку искал»

«Камни и их свойства»

«Сказка про камень»

«Жизнь людей и природа в горах» «Каменный Цветок»

«Телевидение» «Сказка про телевидение»

«Моя страна»

«Никита Кожемяка»

«Скоро лето»

«Времена года – Лето»

Используемые источники

1.https://www.maam.ru/detskijsad/-vlijanie-skazok-na-razvitie-svjaznoi-rechi-detei.html

2. https://www.resobr.ru/article/59291-qqe-16-m4-ispolzovanie-skazki-pri-podgotovke-detey-k-shkole

3. https://mbdou59.ucoz.ru/publ/konsultacii/sovety_psikhologa/ispolzovanie_skazki_pri_podgotovke_detej_k_shkole/76-1-0-1026

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Ребёнок и театрализованная деятельность в ДОУ»Консультация для родителей «Ребёнок и театрализованная деятельность в ДОУ» Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер, телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Огромную,.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду»Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду» В настоящее время, когда по-иному решаются задачи воспитания и образования, непоколебимой остается идея приобщения детей с раннего детства.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация для воспитателей «Мирилки» и считалки как форма игровых способов решения детских конфликтов»Консультация для воспитателей «Мирилки» и считалки как форма игровых способов решения детских конфликтов» Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании ребенка. Это возраст первоначального становления его личности. Большое значение.

Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ.

Консультация для воспитателей «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе посредством игровых технологий» Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал. Современный детский.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста»Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста» Дошкольный возраст - это период формирования у ребенка интересов и отношения к окружающему. Очень важно, начиная с младшего возраста, показывать.

Семинар-практикум для молодых воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду» (Из личного опыта работы)Семинар-практикум для молодых воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду» (Из личного опыта работы) Цель: систематизация знаний молодых педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста. Задачи: Расширить.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность на речевых театрально — игровых занятиях» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем светлана александровна ковыляева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность на речевых театрально — игровых занятиях»
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 06:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД