МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Режиссерские игры как разновидность творческих игр. Организация режиссерских игр»

Анна Крамаренко
Консультация для воспитателей «Режиссерские игры как разновидность творческих игр. Организация режиссерских игр»

Консультация для воспитателей на тему: "Режиссерские игры как разновидность творческих игр. Организация режиссерских игр с дошкольниками".

Цель: расширить и углубить представления педагогов о том, какие виды детских игр относятся к режиссерским, в чем состоит их педагогическая ценность; раскрыть некоторые исследования, проведенные учеными в области изучения этого вида детских игр, особенности педагогического руководства режиссерской игрой.

Публикация «Консультация для воспитателей „Режиссерские игры как разновидность творческих игр, Организация режиссерских игр“» размещена в разделах

Содержание консультации.

Для всестороннего развития детей дошкольного возраста наиболее значимую роль имеют режиссерские игры, которые в отечественных работах нередко называют игрой «в окружающий мир».

С одной стороны, режиссерские игры всем давно знакомы: игры в кукол, солдатиков известны уже множество столетий. С другой стороны, несмотря на то, что термин «режиссерская игра» в отечественной педагогике закрепился с середины 1940-х годов после работ А. П. Усовой, специальных исследований этого вида игры не было вплоть до 80-х годов прошлого столетия. Скорее всего, это можно объяснить тем, что ведущей деятельностью признавались сюжетно-ролевые игры, которым и было посвящено большее количество исследований. Конечно, каждого ребёнка необходимо привлекать к коллективным играм, но это не означает, что в дошкольных учреждениях не должно быть индивидуальных игр. Даже у самого общительного ребёнка иногда возникает желание самостоятельно поиграть с любимыми игрушками, сделать постройку.

По мнению ученого-педагога Е. Е. Кравцовой, режиссёрская игра не только является начальной ступенью развития детской игры, но именно она и завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирая все важнейшие достижения других разновидностей игровой деятельности.

Так что же такое режиссерская игра? В чем заключается ее значимость?

Прежде чем перейти к понятию режиссерской игры, следует упомянуть о том, что такое творческие игры и какие выделяются виды творческих игр.

Творческие игры - это такие игры, в которых дети отражают действия, содержащие в себе условное преобразование окружающего мира.

Творческие игры имеют свою специфику и отличаются наличием мнимой (воображаемой) игровой ситуации, самостоятельностью и возможностью самореализации каждого ребенка в игре.

Творческие игры разделяются на отдельные виды: сюжетно-ролевые, строительные, игры-драматизации (театрализованные, режиссерские. Каждый из этих видов детской игровой деятельности обладает своими специфическими особенностями и оказывает неповторимое, особенное влияние на ребенка. Творческий вид игровой деятельности является наиболее характерным видом в дошкольном возрасте, а сюжетно-ролевые и режиссерские игры - самыми любимыми.

Как было сказано ранее, режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. Педагог Е. М. Гаспарова отмечает, что само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля или фильма. Обычно режиссер сам определяет, какой фильм или спектакль он будет ставить и какой заложит в них сценарий. Ребенок тоже сам создает сюжет такой игры и сам его воплощает.

В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни, а именно: наличие сюжетно-отобразительной игры, в процессе которой дети раннего возраста усваивают способы действия с предметами, овладевают последовательностью игровых действий. С помощью взрослых дошкольник обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом, создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре. Но ребенок еще не полностью «созрел» для такой деятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыки общения. Потому и возникают режиссерские игры.

Особенностью режиссерской игры является тот факт, что игровыми партнерами выступают неодушевленные предметы. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками. Малыш готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» общую картину игры и планировать ее.

Организация режиссерских игр будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:

• планировании целенаправленной педагогической работы по обогащению представлений и впечатлений детей об окружающем;

• опосредованном руководстве деятельностью ребенка;

• создании индивидуального пространства, обеспечении места и времени для игры детей дошкольного возраста;

• правильном подборе игрового материала.

Планирование целенаправленной педагогической работы по обогащению представлений и впечатлений детей об окружающем является обязательным условием, без которого любая игра будет скудной, не имеющей развития в сюжете. Дети черпают идеи для сюжетов игр из событий в жизни семьи, детского сада, а также из проводимых воспитателем занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий. Но все знания, получаемые ребенком, не будут иметь должного эффекта без педагога. Отсюда вытекает следующее условие - опосредованное руководство деятельностью ребенка. Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Внимательный педагог воспользуется обсуждением детьми мультфильма, книги, иллюстрации таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре. Необходимо всячески способствовать появлению у дошкольника желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов. Целесообразно воздерживаться от прямых указаний и замечаний. Лучше прибегать к постановке проблемного задания (например, «Подумай, как кукла Маша может оказаться в театре?», наводящего вопроса (например, «Не пора ли кукле Маше ужинать?»). Однако следует помнить, что любое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка.

Третьим условием будет создание индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры детей.

Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от посторонних. Он попытается уединиться в спальне, раздевальной комнате, а на участке - за кустами, павильоном и т. д. В игровой комнате можно организовать зоны, предназначенные для разнообразных сюжетных игр. Игровое пространство должно быть удобным и понятным ребенку, давать возможность играть самому. Вместе с тем его не следует жестко ограничивать. Игра - это свободная деятельность, и ребенок имеет право играть там, где ему удобно.

Для организации соответствующих условий с целью развития игровой деятельности можно сделать следующее: «разбить» групповую комнату специальной расстановкой мебели; внести легкие ширмы, которые дети могут переставлять по собственному усмотрению; использовать крупное игровое оборудование (домики, террасы, вагончики, которое позволяет воспитаннику уединиться, но не изолироваться от сверстников полностью.

Не менее важным условием для развития режиссерских игр является правильный подбор игрового материала.

Для этих игр необходимы реалистичные и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (куклы, которые могут закрывать глаза, с подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой). Другой вид игрушек называется прототипические, которые лишь условно воспроизводят детали предмета (кукла с нарисованным лицом, плита, на которой нарисованы конфорка и духовка). Третий вид игрушек - предметы-заместители, то есть предметы, которые не имеют какого-либо сходства с реальными вещами, но являются удобными для использования в условном значении (палочки, кубики, шарики, детали конструкторов). Непременным атрибутом режиссерских игр являются куклы. Для более гибкого использования хороши куклы-голыши с нарисованными лицами и лепными волосами. Таких кукол должно быть достаточно много (разных размеров, с разной мимикой, с подвижными частями тела). Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии. Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные, птицы и пр.

Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, внесение новых игровых предметов в зависимости от впечатлений ребенка - все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой. Новую игрушку педагогу следует сначала обыграть самому, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Предметы для режиссерской игры дошкольники могут мастерить сами (с участием самого педагога, сверстников и родителей). Задача педагога - продумать место для хранения игрового материала.

Таким образом, режиссерские игры позволяют ребенку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличие от партнёра, куклы не требуют от него высокого уровня общения - с ними проще. В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет индивидуальное творчество, знания. Учёные показывают, что режиссёрская игра особенно типична для детей, не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных, детей плохо адаптирующихся в детском саду. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игровой деятельности выражается через режиссёрскую игру.

Значение режиссерской игры многообразно: в ней воспитанники

самореализуются, активизируется их речь, воображение и мышление, проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, артистические данные.

Прикреплённые файлы:

rezhiserskie-igry_fr7rv.pptx | 2862,71 Кб
 
Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Анкета для воспитателей ДОУ «Организация сюжетно-ролевой игры» Уважаемые педагоги предлагаем Вам ответить на несколько вопросов для выявления проблем в организации сюжетно-ролевой игры. 1. Что такое.

Консультация для воспитателей «Организация питания детей второй младшей группы»Консультация для воспитателей «Организация питания детей второй младшей группы» Организация питания детей второй младшей группы Культура питания в детском саду подразумевает воспитание, дети проводят большую часть дня.

Консультация для воспитателей «Организация беседы с родителями» Организация беседы. Особенности проведения бесед. Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления.

Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период»Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период» "Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период" Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной.

Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами»Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника.

Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

Консультация для воспитателей «Планирование и организация Международного дня детской книги»Консультация для воспитателей «Планирование и организация Международного дня детской книги» В наш век весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей длительности человека. Общеизвестно.

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участкаКонсультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участка Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для воспитателей «Режиссерские игры как разновидность творческих игр. Организация режиссерских игр» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Крамаренко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Режиссерские игры как разновидность творческих игр. Организация режиссерских игр»
Опубликовано: 8 июля 2020 в 23:09
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД