Получи документы

Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию детей

Ралия Галиханова
Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию детей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №32 общеразвивающего вида городского округа

г. Нефтекамск Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей

«Формы и методы

экологического воспитания».

Подготовила: воспитатель

средней группы Галиханова Р. Х.

Нефтекамск 2017г.

Публикация «Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию детей» размещена в разделах

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных организациях. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее.

Целью экологического воспитания является формирование у воспитанников экологических начал через привитие любви и уважения к природе.

Важными задачами являются:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Экологическое воспитание дошкольников — это часть образовательного процесса, которая способствует развитию у воспитанников мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственного воспитания, то есть становления личности в целом.

Формы экологического воспитания – это

- занятия;

- походы и экскурсии;

- экологические праздники и досуги;

- ознакомление детей с природой в повседневной жизни;

- элементарная поисковая деятельность детей.

1. Занятия.

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с миром природы. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

Первично-ознакомительный тип занятий

Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов или слайдов, рассказ воспитателя. Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом.

В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи.

Со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин, этому способствуют и некоторые, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений. Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой.

Обобщающий тип занятий

На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа.

Углубленно-познавательный тип занятия

Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией.

Комплексные занятия

Комплексные занятия – это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

2. Походы и экскурсии.

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Однако в нашей практике мы не можем использовать данную форму экологического воспитания, так как это связано с мерами безопасности.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с миром природы.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Например, экскурсии по экологической тропе, на приусадебный участок, в парки, скверы и т. д.

3. Экологические праздники и досуги.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года,

урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.

4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.

Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с природным материалом: песком, глиной, льдом, листьями и т. д.

5. Элементарная поисковая деятельность воспитанников.

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте.

А теперь остановимся на методах экологического воспитания.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения:

- наглядные,

- практические,

- словесные.

При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов.

Практические методы - это игры (дидактические, подвижные, творческий, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

Прикреплённые файлы:

yekologija_gc7o3.pptx | 7431,56 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Полезные занятия для ребенка на прогулке» Консультация для родителей по экологическому воспитанию: «Полезные занятия для ребенка на прогулке» Лысакова Галина Михайловна Воспитатель.

Консультация «Нестандартные формы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» Нестандартные формы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста 2 слайд Экологическое образование дошкольников – это.

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению.

Консультация для родителей и воспитателей «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей» Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста Задача детского сада – обеспечить.

Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Птичья столовая» Зима - трудное время в жизни животных, птиц, т. к. практически нет корма. Птицам приходится целый день летать в поисках корма, чтобы выжить.

Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Птицы уголка природы дома и в детском саду» Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производят на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с.

Консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию Консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию. В 1923 году в Женеве Лига наций приняла предложенную Международным.

Консультация для воспитателей по защите прав ребёнка и правовому воспитанию В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный.

Консультация по экологическому воспитанию «Любовь к природе глазами детей» Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Любовь к природе глазами детей» Деятельность людей в последние годы наносит всё больший.

Консультация по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе»Консультация по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ралия Галиханова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию детей
Опубликовано: 22 января 2018 в 19:23
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД