МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми»

Анна Пантюхова
Консультация для воспитателей «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми»

Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми.

Пантюхова А. С., старший воспитатель

Не любую совместную деятельность воспитателя, дошкольников и родителей, связанную с определен-ной темой, можно отнести к проектной. Проектом является комплекс мероприятий, в которых дети выступают активными участниками, авторами идей и исполнителями. Как грамотно организовать про-ектную деятельность, какие ошибки при ее организации допускают воспитатели, что делать, чтобы проект принес желаемый результат, а не стал проектом ради проекта, читайте в данной статье.

Публикация «Консультация для воспитателей „Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми“» размещена в разделах

Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных ор-ганизаций и широко используется, о чем свидетельствует выбор ее в качестве темы компьютерной пре-зентации практических достижений профессиональной деятельности.

Несомненно, проектная деятельность интересна всем ее участникам и позволяет достичь высоких ре-зультатов. Однако приходится признать, что многие воспитатели находятся в заблуждении относи-тельно самого понятия и содержания проектной деятельности.

Самая большая проблема кроется в том, какой смысл вкладывается в понятие «педагогический про-ект». По большому счету педагогическим можно назвать любой проект, имеющий педагогические це-ли. Однако здесь необходимо четко определиться, что есть проект педагогов и что такое детский про-ект. Проект педагогов — это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия. Детский проект тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники.

Так какие же ошибки в организации проектной деятельности с дошкольниками встречаются наиболее часто? Прежде всего это представление в виде детской проектной деятельности системы работы по какому-либо вопросу. Например, рассказывая о формировании у детей представлений о здоровом образе жизни, педагоги перечисляют разные формы работы, организуемые в течение учебного года, — занятия с воспитанниками, праздники и досуги, выставки детского творчества, совместная с родителями деятельность и т. д. Данные мероприятия они называют детским проектом по формированию у детей здорового образа жизни. Несомненно, все перечисленные формы работы ин-тересны и дают положительный результат. Многие из них при соответствующей организации могут быть детскими проектами, но только в том случае, если дети выступят в качестве их активных участни-ков, авторов идей и их исполнителей.

Другой пример подмены понятий. Рассказывая о проекте «Наша летняя площадка», воспитатель пере-числяет, как много разных мероприятий прошло в течение лета на спортивной площадке детского сада. Возможно, это проект педагогов, которые в ходе совместного обсуждения предлагали свои идеи, дума-ли о том, как сделать жизнь детей в летний период интересной и насыщенной. Назвать все эти меро-приятия детским проектом невозможно. Ведь воспитанники не выступили в данном случае субъектом деятельности, они не предложили ни одной идеи, не находились в поиске, они только участвовали в мероприятиях, которые были организованы педагогами.

Авторы публикаций, методических пособий по организации проектной деятельности с детьми реко-мендуют начинать работу над проектом с создания «копилки». Многие воспитатели понимают это бук-вально и перед тем, как приступить к реализации проекта, делают подборку игр, пособий, плакатов по теме, а потом демонстрируют на слайдах, как много материала им удалось собрать. Но под словом «копилка» в данном случае кроется несколько иное содержание. Чаще всего имеется в виду копилка идей, вариантов решения проблемы. Это то, что будет в дальнейшем обсуждаться, анализироваться в ходе поиска наиболее приемлемого и результативного варианта. Это может быть копилка и в прямом смысле, например, календариков, значков, шишек, крышек и т. д. Но они должны быть собраны детьми и использоваться в процессе проектной деятельности. Подбор методических пособий осуществляется на этапе подготовки педагога к проекту.

Исходя из собственной практики и наблюдений за деятельностью воспитателей, можно выделить еще ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги при организации проектной деятельности с детьми.

Как известно, в каждой группе есть активные, инициативные воспитанники, которые всегда находятся в поле деятельности воспитателя, и пассивные дети, не проявляющие инициативы и предпочитающие делать то, что делают другие. В результате участниками проектов чаще всего становятся одни и те же, активные воспитанники группы.

Между тем одна из задач проектной деятельности заключается в том, чтобы раскрепостить до-школьников, научить их быть самостоятельными, более инициативными.

Что для этого нужно? Прежде всего, поддержка воспитателя, принятие ребенка таким, какой он есть. Что касается проектной деятельности, то самая большая возможность у детей проявить самостоятель-ность, свободу мысли в начале проекта, на этапе выдвижения идей. И здесь педагоги часто допускают очередную ошибку. Важно удержать себя от немедленного реагирования на предложения воспитанни-ков. Ведь от того, как воспитатель выразит свое отношение к высказыванию ребенка, зависит степень его дальнейшего участия в этой деятельности. Можно дать понять воспитаннику, что его идея «не очень удачная», взглядом, вздохом, рукой, неосторожными высказываниями или молчанием. И если активные дети в ответ на это будут изобиловать все новыми и новыми идеями, то робкие и нерешительные дошкольники замолчат на полуслове, заняв позицию пассивных участников, или, что еще хуже, потеряют интерес к предстоящей проектной деятельности.

На этапе воплощения идей проекта воспитателям очень сложно удержать себя от прямых указаний, прямого руководства деятельностью детей. Даже при хорошем развитии проекта часто приходится слышать: «А теперь мы будем делать то-то…», «А теперь сделайте вот так…». В ходе проектной дея-тельности воспитанникам нужно давать больше свободы, чтобы они пытались самостоятельно находить решения поставленной перед ними задачи, учились анализировать и делать выводы.

Часто бывает так, что продукт проекта оказывается невостребованным. Например, результатом норма-тивных проектов становится какое-то правило или знак. В ходе проектной деятельности этих знаков накапливается достаточно много, они собираются в специальной коробочке, но в реальной жизни не используются. Со временем в группе происходят конфликты, нарушаются правила, а про знаки ни-кто не помнит. Проект по придумыванию и изготовлению знаков закончился, и они просто пополнили коробочку. Зачем тогда их было вообще придумывать? Получается, что этот проект был ради проекта.

Проекты, нацеленные на создание какого-либо материального продукта, например макета, требуют значительных затрат сил всех участников, а также определенных средств, времени.

Как правило, результат совместной деятельности всех радует, вызывает чувство удовлетворения. Вос-питатель с гордостью демонстрирует продукт проекта гостям группы, который долго потом украшает собой групповую комнату. К чему это приводит? Дети спрашивают у педагога: «Можно мы поиграем с крепостью (замком, кораблем, ракетой и т. д. ?». «Нет, — отвечает воспитатель, — пусть крепость по-ка постоит. Мы так долго трудились над ней, а вы ее быстро сломаете». Комментарии здесь излишни.

То, что ребенок просит разрешение поиграть с тем, что он сам с товарищами сделал, говорит о многом. Любой продукт проектной деятельности должен использоваться в дальнейшем, а не служить неприка-саемым украшательством групповой комнаты.

Проектная деятельность предоставляет большие возможности для творчества всех ее участников. Слу-чается так, что проект, задуманный на одну-две недели, затягивается на месяц, а то и два — в ходе дея-тельности придумывается что-то новое, интересное. В какой-то момент педагог осознает, что тема про-екта заполнила все время, дети зациклены на одном и том же. Родители удивляются: «Долго мы еще будем заниматься космосом (насекомыми, птицами, значками и т. д. ?»

Воспитатель уже и сам бы рад завершить проект, но итоговое мероприятие все откладывается, т. к. еще что-то не доделано или просто надоела тема. Когда все-таки проект завершается, все вздыхают с облегчением. И, скорее всего, желания взяться за следующий проект ни у педагога, ни у детей не появится. Это, конечно, несколько утрированное описание ситуации, но с этим тоже приходится сталкиваться.

Учитывая это, проект должен иметь определенный срок реализации, который позволит решить постав-ленные задачи и получить необходимые результаты. При этом важно соблюдение сроков выполнения каждого этапа проекта.

В методической литературе по организации проектной деятельности с детьми имеется перечень меро-приятий, которые могут стать итогом проекта. Как показывает практика, воспитатели часто выбирают презентацию результата проделанной работы перед другими воспитанниками, что выглядит следую-щим образом.

Участники проекта приходят в другую группу, каждый держит в руках картинку (фотографию) какого-то момента проектной деятельности. «Гости» выстраиваются перед сидящими полукругом воспитанни-ками и рассказывают о том, что и как они делали. Детям дошкольного возраста трудно последовательно и логично выстроить свой рассказ, чтобы другим было понятно и интересно. Вскоре «хозяева» начи-нают скучать. Воспитатель фотографирует мероприятие, «гости» возвращаются в свою группу. Презен-тация и весь проект завершены.

Приходится признать, что подобная презентация продукта проектной деятельности не подходит до-школьникам. Лучшими зрителями в этом случае могут стать родители, в т. ч. те, которые в силу каких-либо обстоятельств не принимали участие в проекте.

Наиболее эффективным вариантом презентации результатов совместной деятельности является оформ-ление фотогазеты, книги, альбома, которые потом отдают детям другой группы. Те рассматривают их вместе с воспитателем, формулируют интересующие их вопросы. В ходе следующей встречи авторы продукта отвечают на них.

В каждом конкретном случае педагоги могут выбрать свой вариант демонстрации результатов проекта, обратившись к соответствующей литературе. При этом важно понимать цель знакомства детей другой группы или родителей с полученными результатами.

Кроме перечисленных ошибок хочется отметить еще один недочет. Организуя проектную деятель-ность, воспитатели забывают отражать ее в календарных планах. Между тем проект реализуется во все отрезки времени, в ходе всех режимных моментов, через разные формы совместной деятельно-сти. Если учитывать это при заполнении графы «Вовлечение семей в образовательный процесс», кото-рая часто вызывает у педагогов затруднения, они смогут наиболее полно и интересно представить ра-боту по данному разделу.

Хочется надеяться, что знание часто встречающихся ошибок при организации проектной деятельности с детьми позволит педагогам ДОО избежать их в своей работе.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация для воспитателей «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло.

Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения»Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения» Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются.

Технология проектной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Тула — город мастеров (материал для организации проектной деятельности)Тула — город мастеров (материал для организации проектной деятельности) Задачи: расширить представления детей о малой Родине; приобщать младших школьников к истокам русского патриотизма, способствовать гражданскому.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для воспитателей «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Пантюхова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми»
Опубликовано: 8 июня 2021 в 23:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД