Получи документы

Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Валентина Лобанова
Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Задачи:

• Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста

• Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Публикация «Консультация для воспитателей „Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». (К. Е. Тимирязев)

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное включение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, который способствует решению данной проблемы, является экспериментирование. Согласно ФГОС ДО детское экспе-риментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности.

«Детское экспериментирование - особая форма исследовательской дея-тельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития». (Н. Поддьяков).

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, образовательные области, прогулки. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, опыты. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Опыты проводятся, как на занятиях, так и в свободной и совместной с воспитателем деятельности.

Правила при выборе темы экспериментальной деятельности :

• тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

• тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

• педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно;

• тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

• тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда и старшей группы не способны кон-центрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Последовательность детского экспериментирования.

• Проблемная ситуация.

• Целеполагание.

• Выдвижение гипотез.

• Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

o Как я это делаю?

o Почему я это делаю именно так, а не иначе?

o Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерная структура занятия - экспериментирования

• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта про-блемной ситуации.

• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

• Уточнение плана исследования.

• Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

• Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организо-вать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

• Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Хочется, остановиться на особенностях при организации и проведении исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Считаю, что необходимо придерживаться следующих правил в данной работе.

Детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем за-ставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься.

• Не следует строго регламентировать продолжительность опыта : как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло.

Не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели НОД и не наносит вреда живым организмам. Если воспитатель будет радоваться открытиям своих питомцев, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.

• Дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.

Необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.

• Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности : необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка.

• Соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания, так как дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и непонятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды.

В группе можно создан уголок экспериментирования – «Лаборатория научных фокусов», где будут находится, разнообразное оборудование:

• емкости различных форм и размеров, пипетки, шприцы, увеличительные стекла, трубочки, измерительные приборы, вата, пенопласт, поролон. губки и т. д.

объекты неживой и живой природы: камешки, шишки. Ракушки, листья, ве-точки, песок, почва и т. д.

различные материалы: ткань, бумага, резина, стекло, магниты и т. д.

Начинается работа с ознакомления с оборудованием, правилами проведения опытов и экспериментов. Мини - лаборатория предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

Для поддержания интереса к опытам и экспериментам задания детям, про-блемные ситуации можно давать от имени сказочного героя.

В ходе работы в лаборатории, дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…», применяют свои знания в жизни.

В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти вопросы на ответы «как?» и «почему?».

Т. о., лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей, систематически проводятся консультации по опытно – экспериментальной деятельности дошкольников. Взаимодействие с родителями, увеличивает их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка, родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера.

В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, проявляется интерес к поисково – исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д) и их свойствах, о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения вы-двигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креа-тивность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Т. о., экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Литература.

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. – М., 2004

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М., 2004

3. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ. На основе детского экспериментирования. // «Дошкольное воспитание», № 9, 2010; с. 112-117.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на тему: «Поможем сказочным героям»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на тему: «Поможем сказочным героям» Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности 4-5 лет: «Поможем сказочным.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

План наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 3–4 на прогулкеПлан наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 3–4 на прогулке План наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста на прогулке Младший дошкольный возраст (дети 3 – 4 лет).

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валентина Лобанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 мая 2020 в 20:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД