Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Обучение старших дошкольников звуко-слоговому анализу слов»

Ирина Маркова
Консультация для воспитателей «Обучение старших дошкольников звуко-слоговому анализу слов»

ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗВУКО–СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ.

Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова и другие, проводя исследования в конце 50-х - начале 60-х годов, доказали, что воспитанники средней группы способны определить первый и последний звуки в словах. А полный звуковой анализ могут освоить дети старшей группы.

Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение старших дошкольников звуко-слоговому анализу слов“» размещена в разделах

А. П. Иваненко в работе «Подготовка к обучению грамоте в детском саду» пишет о том, что 5- летние дети проявляют самый большой интерес, по сравнению с детьми 4 и 6 лет, к изучению звуковой стороны речи. Тогда как 6- летние дети больше интересуются занятиями по обучению чтению.

Качественные занятия по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах являются базой, необходимым условием успешного овладения детьми чтением, а затем и письмом в школе.

Основными задачами обучения грамоте в старшей группе являются :

1. Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, а именно: формирование представлений о слове, звуке, слоге, ударении, предложении, речи.

2. Обучение детей звуковому анализу слов.

По определению Д. Б. Эльконина, «Под звуковым анализом понимается :

1) определение порядка слогов и звуков в слове

2) установление различительной роли звука (при сравнении звуковых составов слов - паронимов, различающихся одним звуком : «кит» - «кот»)

3) «выделение основных качественных характеристик звука» : гласные - согласные (твердые - мягкие, звонкие - глухие).

Главными условиями готовности ребенка к операции звуко - слогового анализа слов являются хорошо сформированные фонематический слух и фонематическое восприятие. Что же это такое?

Под ФОНЕМАТИЧЕСКИМ (РЕЧЕВЫМ) СЛУХОМ понимается способность различать звуки речи (фонемы, близкие по их произношению и звучанию. Чтобы проверить уровень речевого слуха ребенка просят повторить пары слогов, например: СА- ЗА, ШО- ЖО, ЧУ- ЩУ, КО- ГО…; или пары слов типа : КОТ- ГОД, ЛУК- ЛЮК…

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - это способность производить мыслительные операции со звуками, а именно:

- определить наличие или отсутствие данного звука среди других звуков, в слогах, в словах

- определение первого и последнего звука в слове

- определение места звука в слове

- подбор слов с заданным звуком.

Кроме этого, ряд авторов выделяет понятие ФОНЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – способность производить мыслительные операции со слогами, а именно:

- определить наличие данного слога среди других слогов, в словах

- определить место слога в слове (начало, середина, конец)

- подбор слов с заданным слогом.

___

В первую очередь, нужно научить детей интонационному выделению звуков. Сначала это будет протяжное выделение САМИМ РЕБЕНКОМ (после показа взрослого) гласного звука в начале слова («оооблако», затем – в конце слова («рекааа», затем - в середине слова («дыыым»).

На следующем этапе детей учат интонационно выделять последний согласный звук, сначала твердый («стаканнн», затем – мягкий («конннь») и называть этот звук.

И наибольшую сложность вызывает выделение первого согласного звука. Самая частая ошибка здесь - это называние сразу первого и второго звука слове «сок» первый звук - «со»). Избежать этого позволит эффективное упражнение: «Раздели два друга - два звука» : ребенок сначала выделяет первый согласный звук (ССо) и называет его (С, а затем - второй звук (сОО) и определяет его. Если согласный звук нельзя протяжно произнести (П, Б, Г, К, Д, Т, Ц, Ч, то он произносится громче гласного. Работа с данными звуками проводится в самую последнюю очередь.

Наконец, у детей формируется умение интонационного выделения сначала первого, затем второго и т. д. звука – что и лежит в основе звукового анализа слова.

Наглядно продемонстрировать это помогает звуковая линейка № 1. В ней последовательно открывается сначала первое окно – звук, затем - второе и т. д. Каждый ребенок, действуя с этой линейкой, видит момент следования одного звука за другим, определяет место звука в слове : 1-ый, 2- ой и т. д.

Как и в средней группе, воспитатель продолжает учить детей вслушиваться в звучащее слово и обучает их еще одному способу произнесения слова. Это произнесение слова с одинаково протяжным выделением голосом всех звуков, с равным подчеркиванием звучания каждого звука («лллууунннааа»).

Такой способ произнесения и применение звуковой линейки № 2 помогает детям «увидеть» те звуки, которые составляют данное слово, понять, что звуки в этом слове разные, установить их последовательность и их количество. Данная линейка также позволяет детям «увидеть», что слова бывают длинными и короткими.

Наконец, на основе вышеназванных умений, начинается обучение собственно звуковому анализу слова. Это длительная работа, рассчитанная на два учебных года.

В ней можно выделить несколько этапов (Этапы формирования умственного действия были сформулированы советским психологом П. Я. Гальпериным) :

1. Выделение существенных признаков понятия. Детей знакомят с понятием «звук речи». Различают звуки речи и остальные звуки окружающего мира. Дается представление о том, что звуки произносятся в определенной последовательности. Идет обучение интонационному выделению звуков.

2. Этап предметного материального действия. Создание модели слова : картинка - изображение предмета, схема звукового состава слова и фишки - символы звуков. Звуки ребенок последовательно произносит, выкладывая фишки в схеме. Затем следует «чтение», т. е. произнесение всех звуков слова с опорой на схему. Такое «чтение» слова - это подготовка детей к более сложной ступени – синтезу слова (собиранию слова из отдельных звуков) – основы чтения - обучение которому будет осуществляться уже в подготовительной группе.

3. Этап действия в плане громкой речи. Ребенок осуществляет звуковой анализ слова без помощи наглядной схемы, но в плане громкой речи. Изображение предмета обязательно!

4. Этап внутреннего умственного действия. Звуковой анализ слова осуществляется мысленно без опоры на схему и изображение предмета, без проговаривания вслух, т. е. значительно быстрее. На этом этапе навык звукового анализа сформирован.

___

Важнейшее направление звукового анализа – это качественная характеристика звука.

Главным отличием гласного звука от согласного является то, что воздух свободно выходит изо рта. Само название говорит о том, что мы слышим только голос. Гласных звуков 6 : А, О, У, Ы, И, Э. Самый лучший способ их запомнить – это записать их соответствующими буквами и просто ВЫУЧИТЬ!

При произношении согласного звука во рту появляется преграда: это могут быть язык и зубы (Ш, Ж, Т, Д, Л, Н, С, З, Ц, Р, губы (Б, П, М, зубы и губы (Ф, В, язык и нёбо (Й, К, Г, Х, Ч, Щ). Особенности возникающих преград дети смогут с интересом определить сами. Звук СОгласный, т. е. мы слышим не только голос, но и шум (он как раз и возникает из - за различных преград). Хорошо выучив гласные звуки, дети без труда смогут отличить согласный звук методом исключения : т. к. среди гласных этого звука нет, следовательно он - согласный.

Даже для детей подготовительных групп является сложной более тонкая акустическая дифференцировка: согласный звук твердый или мягкий?

Очень эффективны здесь следующие игры:

1) «ПОВТОРИ РАЗГОВОР БРАТЦЕВ – ЗВУКОВ» : М – МЬ, С – СЬ и т. д. Лучше, если такие «братцы» синего и зеленого цвета у ребенка в руках и они «разговаривают».

2) «НАЗОВИ МЛАДШЕГО БРАТЦА» : Взрослый называет твердый звук (Т, ребенок - соответствующий ему мягкий (ТЬ) и т. п.

3) «НАЗОВИ СТАРШЕГО БРАТЦА».

Всегда твердые: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие: Й, Ч, Щ.

4) «В ГОСТИ К БРАТЦУ» : Взрослый называет слова, которые начинаются на твердые или мягкие согласные звуки. Ребенок выделяет первый звук и определяет, к какому из «братцев» ему подойти.

___

В старшей группе начинается работа по формированию у детей умения анализировать слоговую структуру слова. Дети учатся членить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами (лу-на, си-ни-ца, учатся произносить отдельно каждую часть слов, составлять слова из заданных слогов, самостоятельно преобразовывать двусложные слова.

Этапы слогового анализа совпадают с этапами звукового анализа слов. В методике работы рекомендуется использовать следующие символы: слово - длинный прямоугольник, слог - короткий прямоугольник или вертикальная черта, звук - квадрат.

Раньше при делении слова на слоги использовался прием: сколько раз нижняя челюсть опускалась, столько и слогов в слове. В современной методике этот прием не применяется. Дети должны знать правило для определения количества слогов в слове : СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ. На каждый слог дети выполняют шаг, хлопок, удар по столу, загибают палец и т. п. действия.

___

Некоторые игры и упражнения по звуковому и слоговому анализу :

• "ПОЙМАЙ ЗВУК"

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребё нок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

• "РАЗГАДАЙ РЕБУС"

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры: Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке "спряталось" слово. Его надо составить, выделив из каждого слова - названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолет - роса. Выиграет тот, кто составит больше слов.

ПРИМЕРНЫЙ КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ:

картинки слова картинки слова

голуби, раки - гора; телефон, малина - тема;

бутылка, рябина - буря; вагон, рябина - Варя;

кораблик, жаба - кожа; карандаш, банка - кабан;

сухари, шары - суша; ромашка, тарелка - рота;

колобок, марка - комар; девочка, лошадь - дело;

___

Занятие по обучению грамоте является сложным для восприятия детей 5 – 6 лет, т. к. требует больших умственных затрат, усилий воли, усидчивости. Чтобы усвоение учебного материала проходило интересно, необходимо в начале каждого занятия ставить детей перед проблемной ситуацией. Например:

- Гласные звуки поссорились с согласными. Смогут ли они прожить друг без друга?

- Поспорили как - то два слова «нос» и «шуба» : какое из них длиннее?

Эффективный прием – это появление на занятии гостя, с помощью которого дети знакомятся с новым звуком, анализируют слово, каким - либо образом связанное с этим гостем, выполняют задания гостя, получают его оценку своей работы.

Публикации по теме:

Пособие для обучения старших дошкольников звуковому анализу «Звуковая линейка с крышечками»Пособие для обучения старших дошкольников звуковому анализу «Звуковая линейка с крышечками» Авторское игровое пособие для обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу «Звуковая линейка с крышечками» Разработала:.

Дидактическая игра для обучения звуковому анализу словДидактическая игра для обучения звуковому анализу слов Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов. Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыка полного звукового.

Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик»Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик» Как эффективно подготовить ребенка к школе? Умение детей слушать воспитателя и выделять звуки в слове, определять их порядок и последовательность.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Обучение дошкольников рисованию песком»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Обучение дошкольников рисованию песком» Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для воспитателей «Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение» Говоря о диалогическом общении, диалоге, мы имеем в виду личностно значимое для детей речевое общение. Диалог понимается нами не только.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами»Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника.

Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова»Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова» Цель: Повысить компетентность родителей в вопросе проведения звукового анализа слов. Возможность помочь своему ребёнку. Оборудование:.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Обучение старших дошкольников звуко-слоговому анализу слов»
Опубликовано: 28 июня 2022 в 16:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Обучение старших дошкольников звуко-слоговому анализу слов»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Маркова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД