Получи документы

Консультация для воспитателей «Речевые игры дошкольников»

Елена Дмитриева
Консультация для воспитателей «Речевые игры дошкольников»

Речевые игры дошкольников

Возможности использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Писатель Джанни Родари говорил, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».

Хорошая речь – важнейшее условие для всестороннего полноценного развития детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Речевые игры дошкольников“» размещена в разделах

Речевое развитие включает прежде всего речь воспитателя, а также систематические занятия, игры, беседы, игровые упражнения, организацию в группе уголка речевого развития.

На современном этапе решаются основные задачи речевого развития :

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря;

- воспитание звуковой культуры речи;

- практическое овладение детьми нормами речи.

Для реализации поставленных задач необходимо:

- формировать речь в совместной деятельности взрослого с детьми;

- ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей;

- ежедневно проводить индивидуальное речевое общение с ребенком.

В совместной деятельности взрослого с детьми налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Я организовываю совместные действия так, чтобы вызвать детей на речевое взаимодействие или нахожу живые, доступные для них поводы для общения. В процессе совместной деятельности я не ставлю задач прямого обучения речи, как это делаю на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Дети говорят только то, что хотят сказать, а не то, что я спланировала.

Ежедневно провожу индивидуальную работу по развитию речи с детьми, которые нуждаются в исправлении недостатков речи: разучивание потешки, небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука, составление описательного рассказа по картинке, повторение прочитанных ранее сказок, рассматривание иллюстраций известной сказки, вспоминаем слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии и т. п.

Различные виды игр по-разному воздействуют на речь детей. В своей работе применяю игры – драматизации. Дети с удовольствием принимают участие в драматизации, в процессе которого ребенок связывает слово с действием, слово приобретает конкретное содержание, обогащается словарный запас, развивается связная речь. Благодаря систематическому использованию игры – драматизации дети стали меньше допускать грамматических ошибок, используют в речи разные типы предложений.

В группе организован уголок для театрализованных игр. В нем отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, настольного театра, костюмов для игр-драматизаций. Для разыгрывания сказки используем фланелеграф. Театральная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, со взрослыми). Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрепощаются. Большинство детей научились правильному речевому дыханию, использовать силу и высоту своего голоса, улучшилась артикуляция.

В сюжетно-ролевых играх мощным стимулом обучения говорить чисто и правильно является желание получить роль. Дети, играя роль, следят за правильностью, выразительностью, ясностью и чистотой своей и чужой речи. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В процессе игры постоянно побуждаю детей к общению друг с другом, комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и т. д. Сюжетно-ролевые игры, такие как «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин». Например, все дети с удовольствием играют в продавца и покупателей, в доктора и пациентов. Эти игры развивают у детей речь и навыки общения друг с другом, способствуют правильному и гармоничному развитию, помогают подготовить ребенка к взрослой жизни, учат его творчески мыслить, расширяют кругозор и отрабатывают навыки социального поведения. В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Они очень эмоциональны, увлекательны. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, коммуникативные навыки.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка. Подвижные игры сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Они пополняют словарный запас, обогащают речь детей, развивают речевую и двигательную активность.

В нашей группе оформлен уголок речевого развития, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.

Принципы организации речевого уголка :

наполняемость;

разнообразие материала;

соответствие возрасту;

доступность;

системность;

эстетика оформления

Речевой уголок содержит материал для закрепления всех компонентов устной речи, который постоянно пополняется, обновляется.

Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр :

1. Картотека артикуляционных упражнений

2. Картотека дыхательных упражнений

3. Картотека пальчиковых игр

4. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (физминутки)

5. Картотека словесных дидактических игр

6. Пособия для подготовки к обучению грамоте, развитию речи

7. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)

8. Тематические альбомы

9. Художественная литература

10. Предметные, сюжетные картинки для составления рассказов

11. Карточки:

а) с изображением инструментов;

б) с изображением профессий;

в) с изображением животных.

Одним из главных условий качества речевого уголка является заинтересованность воспитателя в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.

Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

При условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Публикации по теме:

«Игры с пением» (консультация для воспитателей ДОУ) «Игры с пением» (консультация для воспитателей ДОУ) Музыкальный руководитель МБДОУ д/с№3 г. Лебедянь Детям, особенно в младшем возрасте,.

Консультация для воспитателей «Коллективные строительные игры старших дошкольников» (по программе Н. М. Крыловой «Детский сад — дом радости») Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольника. В программе Н. М. Крыловой.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры»Консультация для воспитателей «Дидактические игры» Дидактические игры являются действенным методом обучения и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Игры способствуют познавательному.

Консультация для педагогов «Речевые игры с мячом» консультация для педагогов Речевые игры с мячом МБОУ «СОШ №6» дошкольные группы учитель-логопед О. Н. Свечникова г. Югорск.

Консультация для воспитателей «Речевые игры с музыкальными инструментами» "РЕЧЬ И МУЗЫКА" В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов.

Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи неслышащих дошкольников с помощью игры-драматизации» Диалогическая речь неслышащих детей является одним из эффективных и широко распространенных средств коммуникации. Диалог представляет собой.

Консультация «Речевые игры» В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях. Как загораются глаза детей,.

Речевые игры для старших дошкольников Эти игры направлены на развитие речи ребенка, умение строить предложения и короткие монологи. Играя с малышом в подобные игры, вы обогащаете.

Речевые игры на тему «Осень» Вот и наступила прекрасная пора – ОСЕНЬ! Почаще обращайте внимание ребенка на изменения в природе с приходом осени. Отправляйтесь на прогулку.

Консультация для воспитателей «Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников» В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Речевые игры дошкольников»
Опубликовано: 9 декабря 2015 в 22:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД