Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Развитие восприятия ребенка как база формирования мышления, речи»

Елена Теплова
Консультация для воспитателей «Развитие восприятия ребенка как база формирования мышления, речи»

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или в звучащую речь. Развитие восприятия тесно связано с развитием других форм психической деятельности, служит основой для формирования мышления и речи. Сенсорное развитие детей с ТНР характеризуется следующими особенностями: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом. Они часто путают название цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие восприятия ребенка как база формирования мышления, речи“» размещена в разделах

Задачи, содержание и методы работы с детьми с ТНР напрямую зависят от возраста ребенка, уровня его речевого и психического развития.

Первостепенная задача – обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия : зрительного, тактильно-двигательного, слухового, обонятельного, вкусового, в частности фонематического слуха и восприятия.

Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств, поэтому в работе в качестве наглядных пособий лучше использовать натуральные предметы и при этом необходимо давать детям возможность активно действовать с ними (например, игла «Волшебный мешочек»). Такая деятельность позволит ребенку с речевой патологией активизировать словарь, обогатить его прилагательными, обозначающими свойства предметов.

Для психического развития ребенка огромное значение имеет закрепление чувственного опята в слове, без чего не возможно формирование полноценных представлений о свойствах предметов. Необходимо чтобы ребенок научился пользоваться сенсорными эталонами. Только в этом случае у него возрастает точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, делать обобщения. Поэтому очень важно, чтобы ребенок не просто различал предметы по цвету, форме и величине, но и правильно называл эти свойства.

В процессе изучения свойств вещей ребенок использует различные способы ориентировки. Сначала – это практические пробы: ребенок, как бы, примеривается, фиксируя успешные свои действия. Затем он начинает пользоваться же зрительным соотнесением. Совершенствование способов ориентировки в свойствах предметов, развитие перцептивной деятельности является важной задачей сенсорного воспитания. Учитывая специфику психического развития детей с последствиями органического поражения нервной системы, следует помнить, что традиционный подход к организации сенсорного воспитания детей дошкольного возраста не всегда приводит к желаемым результатам. Поэтому педагоги, работающие с таким контингентом детей, должны уметь определять исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу сенсорного воспитания, учитывая задачи коррекционно-развивающего обучения в целом.

Можно выделить несколько уровней сенсорного развития дошкольников.

I. Ребенок фиксирует внимание на объекте, следит за его движением в пространстве, стремится захватить, выполняет простейшие манипуляции. На этом этапе, он еще не может установить равенство между предметами, а решает наглядно-практическую задачу силой, например, безуспешно пытаясь протолкнуть кубик в круглую прорезь «Волшебного ящика». Инструкцию: «Дай такой же мячик» не выполняет. Словесного обозначения свойств предметов еще не понимает и не употребляет.

При нормальном развитии такого уровня достигает ребенок к концу 1 года жизни.

II. На уровне практических проб ребенок начинает овладевать соотносящими действиями. Это позволяет ему находить идентичные предметы, не выделяя конкретных свойств. Выполняет инструкцию: «Дай такую же куклу, мячик», может подобрать парные картинки, справляется с простой рамкой-вкладышем (доска Сегена). Начинает понимать, что предметы могут быть одинаковыми и разными.

В норме этого уровня ребенок достигает к двум годам.

III. На этом уровне ребенком устанавливается схожесть предметов по цвету, форме, величине, используя «опредмечивание» : «круг – как мячик», «зеленый цвет – как травка» и т. п. Такой уровень достигается на третьем году жизни.

IV. Легко идентифицирует предметы по цвету и форме, начинает опираться на зрительное соотнесение. С помощью взрослого дает словесные обозначения нужного свойства. Самостоятельно затрудняется правильно назвать цвет, форму предмета. Легко выполняет инструкцию: «Дай красный кружок», «Покажи все квадратики». Такого уровня достигает ребенок к четырем годам.

V. У ребенка сформировано представление об основных цветах. Он самостоятельно называет их, но может затрудняться в названии промежуточных цветов и оттенков. Может правильно называть объемные формы и плоскостные фигуры, но может спутать название таких фигур, как квадрат и прямоугольник. Выполняя задания действует преимущественно по зрительному соотнесению. Это уровень пятого года жизни.

VI. У ребенка сформированы представления об основных цветах и промежуточных тонах. Он самостоятельно называет их. Знает названия объемных форм и плоскостных геометрических фигур. Выделяет цвет и форму предметов окружающей среды, пытается передать их в продуктивных видах деятельности. Довольно легко справляется с различного рода заданиями на классификацию предметов по признаку цвета или формы. Такого уровня достигает к шести годам нормально развивающийся ребенок.

VII. Наряду с вышеуказанными достижениями формируется способность к пониманию сигнального значения цвета, формы. Понимает сигналы светофора и может их объяснить. Самостоятельно подбирает цвета карандашей или красок для изображения предметов окружающей действительности: «Осенние листья», «Овощи и фрукты» и т. д. При конструировании подбирает детали, адекватные свойствам реальных предметов и частей.

Этот уровень развития в норме достигается на седьмом году жизни ребенка.

Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многогранный. Он способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию ребенка в обществе.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Большинство родителей считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение.

Консультация для воспитателей «Физическое развитие и здоровье ребенка основа формирования личности» «Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности». Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом.

Консультация для воспитателей «Играем в музыку. Дидактические игры на развитие музыкального восприятия» Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,.

Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.

Консультация для воспитателей «Обучение пересказу как одному из приёмов формирования связной монологической речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 21 п. им. М. Горького муниципального.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» ]Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие) Современный ребенок.

Консультация для воспитателей «Развитие памяти, мышления, внимания и воображения с помощью физических упражнений» Физическая культура – действенный фактор не только телесного развития ребенка, но и формирования его психических способностей. Познавательные.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательно-исследовательской активности ребенка» СЛАЙД 2. В каждом маленьком ребенке- И мальчишке, и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило. Должен он скакать и прыгать,.

Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи» Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения.

Занятие «Зима» (развитие восприятия, мышления) Педагог. О чем мы сегодня будем говорить на занятии вы узнаете если отгадаете загадку Дел у меня немало Я белым одеялом Всю землю укрываю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие восприятия ребенка как база формирования мышления, речи»
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 10:40
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие восприятия ребенка как база формирования мышления, речи»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Теплова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД