Получи документы

Консультация для воспитателей «Проблемы развития детского музыкального творчества»

Рузанова Татьяна
Консультация для воспитателей «Проблемы развития детского музыкального творчества»

Наше время – время информационных технологий – требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей. Эти качества дают возможность личности к успешной адаптации в современном мире, придают творческий характер будущей работе, активному отдыху, образованию и, в конечном счёте - самоутверждению человека.

Современный ребёнок живёт в непростых условиях музыкального окружения. У него исчезает интерес к классической музыке, к фольклору, ослабло стремление к творческому проявлению.

Публикация «Консультация для воспитателей „Проблемы развития детского музыкального творчества“» размещена в разделах

У меня возникает ряд вопросов: Почему, казалось бы, при возросшем внимании общества к музыкальной культуре проблема детского творчества не всегда воспринимается современными семьями. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только

развлекательной музыкой. Некоторые родители полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится.

Почему, при возросшем количестве публикаций по музыкальной культуре, журналов, книг по развитию музыкально-творческих способностей детей наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Почему при повышенном внимании общественности к воспитанию творческой, разносторонней личности современного человека очень мало телепередач творчески развивающего характера, дети знакомятся с «засорённым» эфиром.

Поэтому, конечно, проблема музыкального творчества детей актуальна. И цель моей работы заключается в том, чтобы не только помочь детям активно войти в мир музыки, но и стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника во всех видах музыкальной деятельности

Для достижения цели я определила следующие задачи:

- развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

- развивать природную музыкальность детей;

- побуждать дошкольника к различным проявлениям творчества : певческие импровизации, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. ;

- создать предпосылки к формированию творческого мышления.

Для решения этих задач в своей работе использую музыкальные игры, игровые ситуации, фольклорный материал (произведения должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае у детей появится желание петь, танцевать, слушать, играть)

Так, в процессе работы над пением, с целью развития творческих способностей детей, стараюсь подбирать музыкальный репертуар, включающий доступные детям явления, выражающий разнообразные эмоции. Репертуар, в котором использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни.

В занятия включаю песенки-упражнения, творческие задания, которые способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонации в пении. Так, например, в играх «Где мои детки?», «Кто в домике живёт?» дети с помощью звукоподражания передают голоса животных: кошки-котёнка, собаки-щенка, козы-козлёнка и т. д. Не все сразу могут передать голоса большого и маленького животного. Прислушиваясь к низко поющим детям, иногда приговариваю: «Это не мои цыплятки, мои поют высокими голосами». Каждому из детей хочется спеть так как надо.

Для того, чтобы обогатить впечатления, пробудить фантазию ребят, продемонстрировать знакомые и малознакомые образы в музыкальном воспитании использую игры и игровые ситуации.

Вот, например, в гости к малышам на занятие приходит кукла Катя, забавный Петрушка или пушистый зайчонок. И дети с большим воодушевлением поют для любимых игрушек, отвечают на поставленные вопросы, играют с ними.

Для развития песенного творчества дети должны владеть навыками сольного пения. Чем старше дети, тем больше я уделяю внимание работе над звукообразованием, учу петь естественно, легко, звонко, напевно, тянуть звук. Например, для чистого интонирования я очень часто использую игру «Музыкальный телефон», которая может помочь детям правильно и выразительно исполнить ту или иную песню. Для закрепления знакомых песен использую игру «Волшебный волчок» : дети определяют песню по вступлению, припеву, по музыкальной фразе, сыгранной и на ф-но, и на детских музыкальных инструментах.

Для формирования устойчивого интереса к пению, чистого выразительного интонирования, развитию вокально-хоровых навыков, творческих проявлений я часто использую песенный фольклор (народные песенки, потешки, прибаутки, игры с пением). Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор в народной песне – всё это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Обязательным условием исполнения русской песни является инсценирование. Дети быстро выучивают и запоминают песню, у них развивается воображение, фантазия, творческие способности.

В своей работе я придаю большое значение песенной импровизации. Понимаю, что умение творить, самостоятельно искать песенные интонации, детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, развивать умение чисто интонировать свои импровизации и критически их оценивать. Только хорошее овладение этими навыками побуждает дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству.

Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, стараюсь создать наилучшие условия для самовыражения каждому воспитаннику, поддержать неуверенного в себе, остановить тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если песенная импровизация действительно примитивна и неинтересна, стремлюсь заверить маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать, и придёт успех.

Работу над песенной импровизацией детей веду поэтапно. На первом этапе использую эпизод «Знакомство». Дети с удовольствием пропевают своё имя, фамилию, имя мамы. На втором этапе нацеливаю детей на создание своих мелодий. Для этого использую различные звукоподражания (тиканье часов, звучание барабана, имитацию голосов животных, птиц. Затем дети придумывают певческие переклички: «Света, где ты?» - «Я здесь». На третьем этапе учу детей сочинять мелодию на заданный текст (часто использую фольклорные тексты).

Детям очень нравится петь индивидуально под сопровождение инструмента и без него, под фонограмму. Я использую это стремление для развития коммуникативных способностей детей.

Выученный песенный репертуар, ребята с удовольствием демонстрируют на праздничных утренниках, развлечениях, концертах.

Такая работа способствует развитию раскрепощённости, уверенности в себе, и уверенности своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки.

Применение музыкальных игр, использование фольклорного материала на занятии даёт мне возможность провести его наиболее содержательно, интересно и даёт возможность детям творчески проявить себя не только в песенных, но и в танцевальных и инструментальных импровизациях.

Так, развитие танцевального творчества я начинаю уже с первой младшей группы, так как азы музыкально-ритмических движений закладываются с раннего возраста. Я побуждаю малышей легко прыгать, ритмично приседать и хлопать в ладоши под весёлую песенку или музыку вместе с зайчиком или мишкой.

во 2 младшейх группе в занятия включаются игры и игровые упражнения:«Солнышко и дождик», «Кошка и котята» М. Раухвергера, «Петушок», «Сорока», «Заинька» А. Лядова, «Зайчик дразнит медвежонка» Д. Кабалевского и др.

Вначале детям даётся словесный образ, например, зайки. (Какойон?Весёлый шаловливый, пугливый, озорной, печальный.) Затем каждый изображает своего зайку. Если ребёнок в достаточной степени владеет необходимыми двигательными навыками и у него наблюдается тонкое восприятие музыки, её характера, выразительных средств, то он начинает

импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец.

Позднее разыгрываются сценки, в которых дети «переносятся» из одного времени года в другое. Летом можно вспомнить, чем ребята заним зимой: играли в снежки, катались на санках, лепили снеговика и т. д.

Вначале все импровизации провожу без музыки, чтобы ребёнок сам нашёл образное движение. Затем исполняю знакомую музыку, и дети играют, придумывая сюжет. Предлагаю детям перенестись в весенний лес, где они изображают птиц, любуются воображаемыми цветами, греются на солнышке, прислушиваются «к пению ручейка», прячутся от дождя. (Музыка П. Чайковского, А. Лядова, Г. Свиридова и др.)

В средней группе ведётся более углублённая работа по восприятию музыки, расширяется круг музыкальных образов. Вначале самостоятельные проявления детей обычно робкие, многие пытаются повторить действия других детей. Приходится направлять их поиск, помогать словесно, не навязывая своих движений. Постепенно дети вживаются в образ, поиск становится более осмысленным,движения выразительными. И как приятно наблюдать, когда ребёнок испытывает радость от того, что у него получилось и что он придумал сам.

Важно в этот момент поддержать творческие фантазии ребёнка, какими бы наивными и смешными они не казались, ведь так легко разрушить веру ребёнка в себя. Для развития импровизации и творчества я предлагаю такие игры, как «Что делают дети?», «Кто лучше придумает пляску?».

В старшем дошкольном возрасте продолжается обучение инсценированию, начатое в средней группе.

Дети уже хорошо чувствуют характер образов, прекрасно действуют с воображаемыми и настоящими предметами (лентами, цветами, шарами) Пытаются самостоятельно создать свои танцевальные композиции в соответствии с жанром, формой музыкального произведения на музыку П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, Ф. Шопена,Ф. Шуберта и др. Для более эмоционального воздействия использую оркестровое звучание музыки.

Богатым материалом для музыкальных инсценировок являются народные песни с хороводами, народные игры. Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Всё это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Всем малышам очень нравятся игры: «Каравай», «Раздуйся, пузырь», «Зайка», «Кто у нас хороший», «Карусели»…Русские игры и хороводы доступны и интересны детям любого возраста. Они сопровождаются особенными песнями, в которых передаётся жизнь нашего народа. Сочетание движений ср словом помогает ребёнку осознать содержание игры и хоровода, что, в свою очередь,облегчает выполнение действий. Ни один русский народный праздник не обходится без хороводов и хороводных игр. Привлечение детей к массовым народным праздникам, играм приводит к потребностям положительных эмоций, желанием быть вместе, вместе с тем мы решаем задачу по восстановлению народных традиций. А воспитателю эти хороводные игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребёнка открытым для общения. Такая открытость создаёт важные предпосылки для формирования личности ребёнка.

Развитие творчества требует дифференцированного подхода к каждому ребёнку. Вместе с тем важно оснастить педагогический процесс всеми необходимыми техническими средствами обучения, иллюстративным материалом, детскими музыкальными инструментами, пособиями для танцевальных импровизаций, разнообразными костюмами и атрибутами к ним. Для более успешной работы в этом направлении важен контакт между воспитателями и родителями.

Хочется верить, что зёрнышки творчества, заложенные в дошкольном возрасте, прорастут и дадут свои положительные результаты, ведь главная наша задача – воспитать детей ищущих, неравнодушных, способных к преобразовательной деятельности.

Публикации по теме:

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада Дети, оставшиеся без попечения родителей Особенности развития в дошкольном возрасте Проблемы детского сада Каждому человеку, не зависимо.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества».

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие творчества у дошкольников в процессе игр-драматизаций» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Фокино «Детский сад комбинированного вида "Лесная сказка"» Консультация.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Консультация «Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста» Реализация индивидуальности ребенка происходит в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического.

Консультация «Аппликация как вид детского творчества»Консультация «Аппликация как вид детского творчества» Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании,.

Консультация для родителей «Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий» До середины 20 века Россия была самой читающей страной. Сейчас же данные говорят о том, что 40 % населения не читает вообще. Ведь чтение.

Консультация «Проблемы развития ДОУ» Аннотация: в статье рассматриваются проблемы дошкольных образовательных учреждений. Отмечается важная роль дошкольного учреждения в воспитании,.

Консультация «Развитие детского творчества» «Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового.

Теоретические аспекты проблемы развития словесного творчества у дошкольников Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Проблемы развития детского музыкального творчества»
Опубликовано: 17 июня 2019 в 13:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД