МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Любовь к малой Родине»

Елена Л
Консультация для воспитателей «Любовь к малой Родине»

В феврале 2001 года Правительство Российской Федерации утвердило специальную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 201-2002 годы», где была подчеркнута важность патриотического воспитания в современных условиях.

«Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов – так записано в государственной программе принятой 16.02.2001г. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране, где живет человек, начинается с детства.

Публикация «Консультация для воспитателей „Любовь к малой Родине“» размещена в разделах

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Люди с момента рождения инстинктивно, естественно, незаметно привыкают к окружающей среде, природе, культуре их окружающей.

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей родной культуре, своему народу, своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание, как система целенаправленного воздействия.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны преданность своему Отечеству, а с другой стороны сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, к любви к своему дому, улице, на которой он живет, с любви к детскому саду, в котором проходит его дошкольное детство – где его любят, помогают освоить определенные ценности, сопровождающие ребенка на всем пути его становления как личности.

«С чего начинается Родина

С картинки в твоем букваре?

С веселых и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе?

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать?

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина? Как и все большое - с малого. Воспитание любви к Родине в широком смысле слова изначально начинается с воспитания любви к «малой» Родине.

Родина для ребенка начинается с детского учреждения, в котором малыш играет с друзьями, проводит большую часть времени своей жизни до поступления в школу, с парка, по тропинкам которого бродит, держа за руку маму или другого значимого для него взрослого, с цветника, разбитого около родного детского сада и около дома, где живет, с детской площадки, знакомство с которой началось с колясочного возраста продолжается играми в песочнице и, на которой завязываются дружеские отношения, порой сопровождающие ребенка на протяжении всей взрослой жизни – где все – куда бы не забросила человека судьба, напоминает ему о времени, когда деревья были большими.

Очень важно знакомить детей с дошкольного возраста с их «малой» Родиной. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольных образовательных учреждениях по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые воспитателями, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника – эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений.

Взрослые, воспитатели и родители, должны также учитывать, что воспитывать любовь к «малой» Родине, как начало патриотизма и первых чувств гражданственности, значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

Наиболее интересными и результативными формами работы по воспитанию любви к «малой» Родине являются прогулки, экскурсии, наблюдения. Побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной).

Прекрасной возможностью воспитания чувства патриотизма по отношению к «малой» Родине представляет знакомство с окружающей средой посредством фольклора «потешек, русских народных сказок».

Необходимо использовать доступную детскому восприятию поэзию : А. С. Пушкина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, С. А. Есенина.

Чтобы гармония русского слова с ранних лет помогала, ребенку насладиться с окружающей его природой, зажгла в душах гостей огонек любви к отчему краю.

От взрослых, рядом с которыми проходит становление личности ребенка во многом, если не во всем, зависит – погаснет этот огонек или с годами станет гореть еще ярче, сможет ли ребенок пронести любовь к месту, где он родился, где прошло его детство через всю жизнь.

Все мы родом из детства.

Актер Смоктуновский писал, что у «каждого человека есть поляна детства. Для меня – это речка за домом, храм на холме…»

Константин Симонов уже, будучи состоявшимся поэтом в трудные дни всегда уезжал в Подмосковье, так как эти места «имели запах детства». В 1941 году самом сложном периоде II Отечественной войны он пишет стихотворение «Родина». Через все это стихотворение проходит мысль, что человек любит Великую Родину, через «малую» Родину.

«…Ты вспомнишь Родину такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавшей к трем березам,

Далекую дорогу за леском.

Речонку, со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот, где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли.

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Воспитатели и педагоги в дошкольных учреждениях, должны вести работу по воспитанию у детей любви к «малой» Родине совместно с родителями детей. Посредством консультаций и индивидуальных бесед необходимо доносить до значимых для ребенка, взрослых важность проводимой работы в этой области.

Можно посоветовать родителям, окружить малыша не только заботой и любовью, но и красотой окружающего мира. Не проходить, безмолвно держа за руку ребенка, мимо березки, осинки, первого одуванчика, первой бабочки, обратить внимание малыша на эту красоту, полюбоваться вместе с ним и поговорить.

В повседневной работе с детьми педагоги постоянно ведут эту значимую работу. Вырастая, дети вспоминают свой родной детский сад: утренники, посвященные празднования встречи Нового года, поздравлению мам с Международным женским днем: проводы весны, русско-народные посиделки, музей, посвященный малым народностям Приморья; празднования дня рождения. Память об этом сохраняется в их душах, а также фотографиях, видеофильмах и детских рисунках, сохраняемых заботливо мамой.

Мы воспитываем любовь к «малой» Родине, организуя выставки детских рисунков на темы:

«С чего начинается Родина

«Край - любимый мой»

«Город мой Владивосток»

«Наша детская площадка»

«Рисуем радость»

«Моя семья»

«Моя улица»

«Мое любимое животное»

«Портрет мамы» и т. д.

Темы подбираются в соответствии с возрастом детей.

Организуя сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дом», «Автобус едет по улице», (с объявлением остановок); организуя наблюдение на прогулках, а также наблюдения из окна.

Посредством разговоров индивидуальных и с подгруппой детей: «Что ты видел по дороге в детский сад», «Расскажи, какое красивое сегодня утро», «Как я помогаю маме», «моя любимая игра в детском садике».

В старшем дошкольном возрасте с детьми можно проводить работу с морем. Экосистемой, лесом.

Становясь взрослыми, мы помним родные места. Где мы родились, выросли. Вспоминаем людей, помогавшим нам взрослеть. Нам всегда хочется вернуться в места своего детства, куда бы, не забросила нас судьба.

Чувство любви к «малой» Родине сопровождает человека, перерастая в любовь к своей стране.

Литература:

1. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005гг.

Москва. Аркти, 2003

2. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л. А. Кондрыкиной. Москва. Сфера, 20003.

3. С чего начинается Родина? Дошкольное воспитание к истории России. Дошкольное воспитание №2. 1999. С38-44.

Публикации по теме:

«Любовью к малой Родине дыша!» Сценарий конкурса чтецов«Любовью к малой Родине дыша!» Сценарий конкурса чтецов Звучит песня “Малая Родина”, Д. Майданов. Входят ведущие: Автор Иван Васильевич Кашпуров. Ты бывал в Ставрополье? А ты, побывай! Радушный,.

Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине».Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине». Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине». Сегодня актуальным является вопрос воспитания чувства.

Истоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителейИстоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителей .

Предметно-развивающая среда группы патриотическому воспитанию «Как привить любовь к Родине»Предметно-развивающая среда группы патриотическому воспитанию «Как привить любовь к Родине» "Что мы Родиной зовём?" Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной.

Консультация для родителей «Как привить любовь к природе» Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями. О чем же беседовать с ребенком?.

Фотоотчет «Любовь к Родине»Фотоотчет «Любовь к Родине» Любовь к Родине. Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птичек:.

Художественное творчество «Вечная любовь на земле — это любовь к маме!» (подготовительная группа)Художественное творчество «Вечная любовь на земле — это любовь к маме!» (подготовительная группа) Я портрет рисую мамы Акварелью на листе. И, пускай, портрет без рамы, И, пускай, не на холсте. Удалось не всё в портрете, Но для мамы.

Стихи и песни о большой и малой Родине «Прошу мою любовь принять!» Стихи и песни о большой и малой Родине «Прошу мою любовь принять». Авторские стихи и песни Калачевой Лидии Архиповны, музыкального руководителя.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для воспитателей «Любовь к малой Родине» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Л на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Любовь к малой Родине»
Опубликовано: 12 ноября 2023 в 13:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД