МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Использование карточек-схем в опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками»

Маргарита Николаева
Консультация для воспитателей «Использование карточек-схем в опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

«Дошкольники представляют собой прирожденных исследователей. И подтверждением этому служит — их любознательность и непрерывное стремление к экспериментам, желание все время находить решение при наличии проблемной ситуации. Сведения об окружающем мире усваиваются более прочно и надолго тогда, когда ребенок видит, слышит и делает все самостоятельно». Экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование карточек-схем в опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками“» размещена в разделах

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Для организации самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников необходимо :

• ознакомить ребёнка с алгоритмом проведения опыта, правилами безопасности;

• продемонстрировать проведения опыта педагогом или провести опыт вместе с ребёнком;

• дать возможность ребёнку провести опыт самостоятельно (если это безопасно для его здоровья).

Ознакомление ребёнка с алгоритмом проведения опытов не может проходить в устной форме. Недостаточно просто рассказать дошкольнику, как проводится опыт, необходимо использовать определённые схемы, модели, обеспечивающие зрительное восприятие этапов его проведения.

Применение карточек-схем способствуют развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, самостоятельности, гибкости детского мышления. Их использование предполагает :

• расширение знаний об окружающем мире;

• развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (растворение, взаимодействие различных веществ, при соединении, фильтрация);

развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях: магнетизм, испарение, замерзание воды, звук, плавучесть;

развитие элементарных представлений из области естествознания: о разнообразии видов и составе почвы, песка;

развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;

• умение читать схематично изображенные действия, планировать свою работу;

• умение отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности, давать определения тем или иным понятиям, развивать находчивость и сообразительность.

Работа с картами – схемами должна строиться, исходя из следующей логики процесса.

1. Ознакомление с правилами безопасности при проведении опытов (при необходимости).

2. Формирование понятия «карта – схема» начинается в момент проведения первого опыта, в ходе которого дети:

• осознают, что порядок проведения опыта отражён на карте схематично;

• начинают понимать смысл схематичных изображений;

• сознают, что действуя в обозначенном на карте – схеме порядке, можно провести опыт самостоятельно

3. Формирование понятия «алгоритм действий».

4. Проведение первых опытов педагогом в присутствии детей или вместе с детьми с подробным объяснением действий и показом их обозначения на технологической карте.

5. Самостоятельное проведение знакомых опытов детьми (в присутствии педагога) при обязательном предварительном объяснении ребёнком своих действий по карте – схеме и выяснение всех схематических изображений на карте.

6. Самостоятельное проведение знакомых опытов ребёнком по карте – схеме без предварительного объяснения ребёнком своих действий (в присутствии педагога или без педагога в зависимости от опыта).

7. Самостоятельное проведение незнакомого опыта ребёнком по карте – схеме (в присутствии педагога или без педагога в зависимости от опыта).

Организация работы по картамсхемам может быть осуществлена в следующих формах:

• коллективная работа;

• подгрупповая работа;

• индивидуальная работа.

При организации образовательного процесса необходимо создавать такие дидактические условия, которые способствовали бы осмыслению материала, стремлению ребёнка понять, запомнить, воспроизвести опыт, овладеть способами проведения опыта по образцу и в изменённых условиях, интенсивному проявлению познавательных интересов. Для этого перед проведением опытов рекомендуется активно использовать проблемные вопросы и проблемные ситуации, требующие активной мыслительной деятельности, поиска ответа

Таким образом, использование карт – схем для проведения опытов позволяет учитывать особенности наглядно – образного мышления дошкольников (наличие зрительно – смысловых образов по схеме, способствовать формированию логического мышления). При этом самостоятельная экспериментальная деятельность способствует повышению познавательной активности детей и созданию определенной эмоциональной атмосферы.

Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с сопровождением здоровосберегающих технологий Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Аскизский детский сад «Родничок» Познавательное занятие с сопровождением.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Перспективное планирование опытно — экспериментальной деятельности. Средней группе. Разработала: Козловцева Т. Н. Литература: Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для воспитателей «Использование карточек-схем в опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Маргарита Николаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование карточек-схем в опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками»
Опубликовано: 15 декабря 2019 в 12:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД