Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Использование дидактических подвижных игр на занятиях»

Залина Дзгоева
Консультация для воспитателей «Использование дидактических подвижных игр на занятиях»

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может использоваться при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях (индивидуальных и подгрупповых) как учителем-логопедом, так и воспитателем группы.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование дидактических подвижных игр на занятиях“» размещена в разделах

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр, прежде всего, преследуются коррекционные цели и учитываются особенности речевого развития дошкольников.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр и упражнений способствует умелое педагогическое руководство ими. Важное условие в этом деле – эмоциональная сторона игры. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Здесь не обойтись без доброжелательности, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе с взрослым и добиваться положительного результата.

Важное условие результативного использования дидактических игр и упражнений в обучении – соблюдение последовательности в подборе дидактических игр и упражнений. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность повторения заданий.

Большое значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, создает возможность действовать по словесному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи.

Задача окружающих ребенка взрослых заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у него возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и ее воспитательная ценность повышаются при условии планирования воздействий педагога.

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения.

Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки. По заданию логопеда воспитатели могут поиграть в игру в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное от занятий время.

Подвижные игры, используемые в работе с детьми логопедических групп, условно можно разделить на три группы:

1) подвижные игры, способствующие развитию фонематического восприятия, анализа, синтеза и подготовке к обучению грамоте;

2) игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;

3) подвижные игры, обогащающие словарь детей.

Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дети достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», целью которой является развитие фонематического восприятия, логопед сможет решить задачи игры только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твердости-мягкости.

Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Например, в играх «Найди свой домик», «Один, два, три» логопед закрепляет умение детей делить слова на слоги.

Одним из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться живо, эмоционально, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую дети изучают на логопедическом занятии. Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы логопеда.

Вашему вниманию подвижные игры, целью которых является развитие фонематического слуха.

Волшебный колокольчик

Задачи: Развивать умение различать громкие и тихие звуки.

Воспитывать самостоятельность.

Оборудование: колокольчик.

Описание игры:

Логопед предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко.

Дети идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо – присесть, когда колокольчик звенит громко – бежать по кругу.

Ушки на макушке

Задачи: Развивать умение различать на слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колокольчик.

Развивать быстроту реакции.

Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, погремушка, колокольчик

Описание игры:

Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, дети выполняют движение, заранее названное логопедом:

Услышишь звучание бубна – попрыгай на месте.

Погремушки – покружись.

Колокольчика – подними руки вверх.

Цветы и пчелки

Задачи: Развивать умение различать на слух твердые и мягкие звуки.

Воспитывать честность, выдержку.

Оборудование: синие и зеленые цветы, вырезанные из картона. Квадраты синего и зеленого цветов.

Описание игры:

По группе разложены синие и зеленые цветы. На некоторых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: бант, бита, береза, бокс, бочка, бинт.

Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку, берут синий квадрат и переносят его на свободный синий цветок. Услышав слово с мягким звуком, дети берут зеленый квадрат и кладут его на свободный зеленый цветок.

Живая стрелка

Задачи: Закреплять умение определять в слове первый звук, давать ему характеристику. Упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу.

Воспитывать целеустремленность.

Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.

Описание игры:

В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Ребенок достает из сумки «Стрелки» картинку, определяет в нем первый звук и дает ему характеристику.

Умный мячик

Задачи: Упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков.

Развивать глазомер, ловкость. Учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.

Оборудование: синий и зеленый мячи.

Описание игры:

Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, поймав его, ребенок должен назвать слово с твердым звуком (полка). Если логопед бросает зеленый мяч, ребенок называет слово с мягким звуком (пила).

Ловишка

Задачи: Формировать быстроту и ловкость движений.

Воспитывать целеустремленность.

Оборудование: фанты (мелкие игрушки) на каждого ребенка.

Описание игры:

Дети стоят кругом, взявшись за руки. В центре круга – ловишка. Играющие двигаются по кругу и говорят:

Мы ребята - дошколята,

Бегать любим и скакать!

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три – лови!

На последнем слове дети прыгают на двух ногах по группе, а ловишка догоняет их. Поймав троих детей, ловишка забирает у них фанты и отдает их логопеду.

Педагог дает задание каждому «Фанту»

- Повторить цепочку слогов: са-са-за, зо-со-зо

- Из трех слов назови только слово со звуком С: зонт санки коза

- Назови в слове первый звук: зима сом замок сито.

Найди себе пару

Задачи: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком.

Развивать быстроту реакции.

Воспитывать самостоятельность.

Оборудование: парные картинки с изображением предметов, отличающихся в произношении одним звуком: уточка – удочка, коза – коса, миска – мишка, крыша – крыса

Описание игры:

Дети стоят в две шеренги напротив друг друга. В руках у детей картинки. По сигналу логопеда дети начинают двигаться навстречу друг другу. По другому сигналу дети находят себе пару (картинку, сходную по звучанию) и озвучивают картинки.

Найди свой домик

Задачи: Закреплять умение определять количество слогов в слове. Обогащать словарный запас детей.

Развивать ориентировку в пространстве.

Воспитывать самостоятельность.

Оборудование: три домика с одним, двумя и тремя окнами. Предметные картинки, сундучок.

Описание игры:

В разных местах группы расставлены домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами – слова с двумя слогами, с тремя окнами – слова с тремя слогами.

Дети берут из сундучка картинки. По первому сигналу педагога разбегаются по группе, по следующему сигналу находят домики для картинок.

Один, два, три

Задачи: Закреплять умение определять количество слогов в слове.

Упражнять детей в построении и перестроении.

Развивать произвольность внимания.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки.

Описание игры:

Дети ходят по группе врассыпную. На сигнал логопеда: «Внимание» - дети смотрят на выставленную картинку и строятся в колонну по одному, парами, тройками, в зависимости от количества слогов в слове.

Публикации по теме:

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для воспитателей «Физкультминутки на занятиях по разным разделом программы» Физкультминутки — кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Использование современных пластических масс для лепки в детском саду»Консультация для воспитателей «Использование современных пластических масс для лепки в детском саду» Уважаемые коллеги! Сегодня никого из нас не удивишь разнообразными пластическими массами для лепки. Одним из самых популярных пластилинов.

Консультация для воспитателей на тему: «Содержание и виды дидактических игр». Консультация для воспитателей на тему: «Содержание и виды дидактических игр». Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющихся у детей,.

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию»Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию» Применение информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию В наш современный век информационного и технического прогресса.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для воспитателей «Использование дидактических подвижных игр на занятиях» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Залина Дзгоева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование дидактических подвижных игр на занятиях»
Опубликовано: 8 июня 2020 в 13:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД