Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Интеллектуальное развитие дошкольников»

Овченкова Маргарита
Консультация для воспитателей «Интеллектуальное развитие дошкольников»

Каждый ребенок - это индивидуальность, поэтому нельзя умственное развитие всех детей подвести «под одну гребенку».

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим различают три модели умственного развития дошкольников. Давайте рассмотрим следующую таблицу.

Модель Характеристика

Публикация «Консультация для воспитателей „Интеллектуальное развитие дошкольников“» размещена в разделах

Эмоциональная С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

Логическая В возрасте до 5 лет у деток активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

Речевая Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности ребят запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность.

Чем характеризуется развитие мышления у дошкольников?

• Вопросы. Постоянные детские «почемучки» свидетельствуют о непрекращающейся «умственной» работе малыша. Задача воспитателей – дать «правильные» ответы.

• С возрастом ребенок «осваивает» речь и развивает способность рассуждать. Таким способом малыш учится решать свои «задачи», сопоставлять различные явления и их взаимосвязь.

• В дошкольном возрасте у ребенка формируются первые «ростки» инициативности, любознательности, уверенности и гибкости. Задача воспитателей – посодействовать их развитию.

Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье малыш получает такое важное родительское одобрение, поддержку и заботу. Давайте дарить детям уверенность в собственных силах и свою любовь!

Одной из актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

У дошкольников с развитым интеллектом наблюдается более быстрое запоминание материала, большая степень уверенности в собственных силах и более легкая адаптация к новой обстановке. Именно такие дети более всего подготовлены к учебе в школе.

Чтобы развитие интеллекта дошкольников происходило успешно, педагоги должны четко учитывать все характерные для этого возраста особенности. Основными методом развития в этом случае должен стать проблемно-поисковый способ, а главной формой организации – игра.

Развитие интеллекта дошкольников должно проходить через познавательные и развивающие игры. Именно в такой системе работы с детьми прослеживается развивающая направленность. Развивающие игры знакомят ребенка с миром логики и математики. Вне зависимости от возраста дошкольники стремятся к решению простых творческих задач, а именно отыскать, составить, отгадать, видоизменить, сгруппировать, а также установить соответствие любыми доступными способами. В ходе выполнений упражнений наблюдается проявление живого интереса и развитие самостоятельного мышления. Не менее важным является и освоение разнообразных способов познания, в ходе чего у детей идет выработка способности на самостоятельное нахождение ответа на вопрос «как?».

Развивающие игры относятся к элементам новизны, вследствие чего ребенок в первую очередь интересуется ними. Готовая игрушка не способна обеспечить длительную интеллектуальную нагрузку для дошкольника в том объеме, который дают развивающие игры. В сравнении с обычными игрушками творческие развивающие игры – это игры новейшего типа. Все характерные особенности развивающих игр создают в совокупности условия, которые так необходимы в ходе развития творческих сторон интеллекта.

Разные типы игр направлены на развитие различных интеллектуальных качеств. Некоторые призваны развивать внимание и особенно зрительную память. С помощью других ребенок учиться находить закономерности и зависимости, а также систематизировать и классифицировать материал. Третьи позволяют ребенку научиться создавать новые комбинации из доступных деталей, элементов и предметов.

Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Некая сумма знаний и умений или способность эти знания и умения усваивать и анализировать? Так вот, если верить психологам, интеллектуальное развитиеэто уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.

Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого - начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается уже наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление деток на этом этапе подчинено их восприятию. Наглядным примером для объяснения, как устроено понимание окружающего мира у детей такого возраста, могут послужить результаты эксперимента психолога Ж. Пиаже. Так, нескольким детям до 7 лет показывают два одинаковых шарика из теста. Глядя на два одинаковых предмета, детки соглашаются, что эти предметы равны. А после этого один из шариков раскатывают в лепешку. При этом дети видят, что теста к нему не добавляли, но все равно утверждают, что количество теста в этом бывшем шарике увеличилось.

Уже в школьном возрасте у ребенка формируется словесно-логическое мышление. В этот период дети, вследствие учебы, уже познают все более глубокие свойства предметов и явлений. Словесно-логическое мышление — это умение абстрактно думать, способность рассуждать и воспринимать отвлеченные понятия.

Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делиться на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего. Будет не лишним (да и просто интересно родителям) на каждом этапе принимать участие в развитии ребенка. Мотивировать его ко все новым познаниям, поощрять активность и любознательность, ни в коем случае не окружать малыша нелепыми запретами и табу.

Хорошими помощниками в деле интеллектуального развития ребенка станут всевозможные интеллектуальные развивающие игры, задачки; творческие занятия по лепке, оригами, моделированию. Творчество вообще является одним из важных аспектов в развитии ребенка, особенно совместно с родителями. Поэтому, аппликации или поделки на новогоднюю елку, например, могут твориться именно при участии родителей.

Не лишним будет научить ребенка чтению. Чтение учит ребенка думать, развивает воображение, развивает речь, а также помогает ему понимать людей, мир и себя в нем. Главное — не принуждать ребенка к чтению, иначе можно выработать в нем стойкое неприятие этого процесса.

Для того, чтоб установить уровень развития ребенка, можно воспользоваться специальными тестами. Такие тесты разработаны на каждый определенный возраст малыша, и при правильном использовании дают условно достоверную информацию.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Интеллектуальное развитие дошкольника». Консультация для родителей Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие дошкольника» Учитель-логопед Рудик З. В. МАДОУ «Детского сада № 56» г. о. Самара.

Консультация для воспитателей «Влияние игры на развитие дошкольников» Центром игры является роль, которую выполняет ребёнок. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями.

Интеллектуальное развитие дошкольников посредством логико-математических игр Подготовила – воспитатель I категории: МАДОУ «Лесовичок» Гума Наталья Алексеевна. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок.

Интеллектуальное развитие дошкольников посредством национальных игр народов Якутии Жиркова Лилия Ивановна, физинструктор МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №15 “Кэнчээри” с. Сайылык, Кобяйский Улус, Республика.

Консультация для воспитателей «Развитие социальных навыков у старших дошкольников» Развитие социальных навыков у старших дошкольников. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников» В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты,.

Консультация для воспитателей «Развитие быстроты у дошкольников» Особенности нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена настроений) накладывают отпечаток на характер движений детей. В.

Консультация для воспитателей «Развитие нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей на тему: "Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ, направленные на развитие нравственно.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников» В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты,.

Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования». Подготовила: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Интеллектуальное развитие дошкольников»
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 21:35
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Интеллектуальное развитие дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Овченкова Маргарита на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД