МААМ-картинки

Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду.

Мадина Курбанова
Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду.

Ознакомление с профессиональной деятельностью близких взрослых позволяет дошкольникам осознать личностную и социальную значимость труда.

М. В. Крулехт в книге «Дошкольник и рукотворный мир» отмечает: «Труд — центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту». Но если трудовая деятельность мамы и папы в быту доступна для наблюдения детьми и ребенок ощущает на себе результаты этой деятельности, то профессиональная деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка-дошкольника. Зачастую дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, особенно, если процесс труда недоступен для наблюдения (например, труд шахтера, сталевара) или результат труда не выражен материально (например, труд экономиста, бухгалтера). Рассказы детей о труде родителей свидетельствуют : дошкольники нередко не понимают сути их профессиональной деятельности, даже если знают профессию родителей и бывали у них на предприятии (рабочем месте). «Моя мама работает менеджером. На работе она пишет, разговаривает по телефону, на компьютере печатает… Еще она с другими людьми встречается…».

Публикация «Консультация для воспитателей, Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду,» размещена в разделах

Возможно, нет необходимости знакомить дошкольника с содержанием труда менеджера, однако знакомство с профессией родителей позволяет наглядно продемонстрировать детям личностную и социальную значимость труда. Пример родителей помогает дошкольникам понять, что каждый взрослый человек является носителем определенной профессии, в трудовой деятельности человек себя выражает, результатом его труда пользуется все общество, трудом мамы и папы можно гордиться, от их трудовой деятельности зависит благосостояние семьи, а от выбора профессии -жизненный путь человека.

Экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведенные под руководством В. И. Логиновой в 1980-е годы, показали, что детям доступны системные знания о труде, базирующиеся на ключевом понятии «трудовой процесс». Главным педагогическим условием воспитания ценностного отношения к труду выдвигается формирование системных знаний о трудовом процессе.

Работая над данной проблемой, необходимо поставить задачу - помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать на доступном ему уровне личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии их родителей.

На первом этапе работы выявляется уровень знаний детей о ценности труда родителей методом опроса. В анкету можно включить следующие вопросы:

• Где и кем работает мама (папа?

• Чем занимается на работе мама (папа?

• Для чего мама (папа) это делает?

• Любит ли мама (папа) свою работу?

• Кому стало хорошо от того, что мама (папа) делает на работе?

На втором этапе работы нужно помочь старшим дошкольникам осознать личностную и социальную значимость профессиональной деятельности родителей.

Наиболее эффективными методами, помогающими старшим дошкольникам осознать личностную и социальную значимость профессиональной деятельности родителей являются:

• Проведение тематических недель «Мама и папа на работе».

На протяжении этих недель дети знакомятся с трудом своих родителей. Проводятся специальные игры, занятия, образовательные ситуации по теме труда родителей (минутки вхождения в день «Вас приветствует воспитатель (пожарный, летчик, продавец)», беседа «Все работы хороши», рисование «Люди в белых халатах», спортивное развлечение «Мы - регулировщики», музыкальная постановка «Кем быть?», мини-спектакль «Ой, к нам пришел портной» и др.). В уголке природы и центре детского экспериментирования могут размещаться образцы горных пород, угля - результаты труда шахтеров, в игровом центре «Маленькая хозяюшка» - графические рецепты приготовления простых блюд, в центре игр для мальчиков- альбом с фотографиями автомобилей разных марок.

• Уголок трудовой славы родителей.

В уголке размещаются почетные грамоты, благодарственные письма, которыми награждены родители воспитанников, фотографии, иллюстрирующие их профессиональную деятельность, вырезки из газет, рассказывающие об их трудовых успехах. Воспитатели знакомят детей с содержанием всех представленных в уголке трудовой славы родителей материалов: рассматривают вместе с дошкольниками фотографии, читают заметки и пр.

• Рассказы родителей о своей профессии. Самое яркое событие для детей - приход в гости родителей воспитанников с рассказами о своих профессиях, а иногда и с результатами своего труда.

• Модели трудовых процессов.

В работе по ознакомлению детей с трудом взрослых могут использоваться модели трудовых процессов, в том числе предложенную разработчиками программы «Детство» лесенку трудового процесса, ступени которой последовательно обозначают цель труда, материалы, инструменты, трудовые действия и результат. Когда дети осваивают данную модель, можно предложить им вместе с родителями заполнить ее соответствующими рисунками. Экскурсии на место работы родителей. Яркое впечатление оставляют экскурсии на место работы родителей.

Яркое впечатление оставляют экскурсии на место работы родителей. Можно обыграть с детьми экскурсию, например, в пожарную часть, где дети не только смогут рассмотреть пожарную машину, но и увидеть место, где принимается сигнал о пожаре, понаблюдать за тем, как машина готовится к выезду. В процессе экскурсии дети понимают, что профессия пожарного требует ответственности, хорошей физической подготовки, мужества и доброго сердца, от профессионализма пожарного зависят жизни попавших в беду людей.

• Фотоальбомы «Я как папа», «Я как мама».

Испытать чувство гордости за труд своих родителей детям помогло создание фотоальбомов «Я как папа» и «Я как мама». В данных альбомах собраны фотографии мальчиков и девочек, изображающих своих родителей на рабочем месте. Под каждой фотографией размещается небольшое четверостишие, передающее отношение ребенка к профессии папы или мамы.

К празднику 8 Марта можно оформить стенгазету «Мамы всякие важны», рядом с фотографиями мам разместить рисунки и рассказы детей о труде своих мам.

• Театрально-игровая программа для воспитанников других групп «Что взрослые делают на работе».

Своеобразным итогом работы по ознакомлению детей с профессиями родителей может стать театрально-игровая программа для воспитанников других групп "Что взрослые делают на работе?" Дети разыгрывают театрализованные миниатюры о людях разных профессий (прежде всего своих мам и пап, рассказывают о значимости профессий родителей для других людей.

Долгое время дошкольная педагогика пыталась обойти проблему дети и деньги. Вместе с тем, большинство детей при ответе на вопрос «Зачем трудятся родители отвечают: «Чтобы заработать деньги». Дошкольники знают, что взрослые получают деньги за труд, однако далеко не всегда связывают денежный эквивалент с результатами их труда.

Исследования М. В. Крулехт показали, что системные знания о труде, его направленности на результат, удовлетворяющий разнообразные потребности человека (в пище, жилье, услугах медицины, образования, бытовых услугах, развлечениях, «дают возможность старшему дошкольнику установить связь между результатами труда и деньгами, получить осознанное представление о том, что деньгами оплачивают результат труда людей».

Дети с уважением относятся к родителям и их трудовой деятельности. Для многих дошкольников она является эталоном профессиональной деятельности и они планируют освоить профессию родителей в будущем.

В результате дети не только открыли для себя увлекательный мир трудовой деятельности взрослых, но и осознали их в новой социальной роли человека-труженика.

Правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Любимая работа - великое благо. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно трудиться на благо своей семьи, города, страны, уважают и чтят люди.

Публикации по теме:

Формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников через познавательную деятельность Формирование здорового поколения – одна из главных проблем нашего государства. Она является особенно актуальной на современном этапе развития,.

Формирование позитивных установок к труду у детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру профессий родителей В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии.

Формирование эмоционального отношения к продукту изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди.

Формирование положительного отношения к труду у старших дошкольников в организованных формах работы Из опыта работы: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ в организованных формах работы. воспитатель Харламова.

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов.

Консультация для родителей «Формирование ценностного отношения детей к миру семьи» Консультация для родителей на тему «Формирование ценностного отношения детей к миру семьи» Современные исследования свидетельствуют о решающей.

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Развивать связную речь — логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание,—.

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №11 Формирование фонематического.

Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ. Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных.

НОД по физическому развитию, направленное на формирование ценностного отношения к здоровью «Зарядка для мартышки» Представленный конспект непрерывной образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста разработан.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду.
Опубликовано: 30 сентября 2017 в 18:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду.» (включая файлы) размещена пользователем Мадина Курбанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД