Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Формирование двигательной активности детей на музыкальных занятиях»

Величко Елена
Консультация для воспитателей «Формирование двигательной активности детей на музыкальных занятиях»

Консультация для воспитателей

«Формирование двигательной активности детей на музыкальных занятиях»

Движение – это фундамент физического, психического и двигательного здоровья детей. Врач и педагог В. В. Гориневский отмечал, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование двигательной активности детей на музыкальных занятиях“» размещена в разделах

Поэтому движения для детей являются составной частью системы образовательно-воспитательной деятельности ДОУ.

Значимость музыкально - ритмических движений дошкольников трудно переоценить, поскольку уже в раннем возрасте дети, не умея говорить, адекватно реагируют на музыку различного характера, еще по сути не зная, что это такое музыка.

Свои эмоции передают через движение - ножки пружинят под мажорную музыку, покачиваются из стороны в сторону под музыку спокойного характера. Что мы с воспитателями наблюдаем сейчас в 1 мл. гр.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании и физическом развитии детей. Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950).

Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

По его мнению, «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства», что в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга».

Например, банальные прыжки, способствуют приливу крови к голове и улучшению мозговой активности детей.

Специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей. Дети вначале слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер. В дошкольный период формируется детская психика, развивается речь, закладываются «…начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку».

Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт.

Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.

Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий.

Как и любое занятие музыкальное включает в себя разные виды деятельности:

Музыкально –ритмические движения

Слушание

Распевание и пение

Игра на музыкальных инструментах

Творческие задания и МДИ

Музыкально-ритмические движения – один из видов музыкальной деятельности занятия, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях.

Каким образом и для каких целей формируется у дошкольников устойчивый интерес к музыкально –ритмическим движениям на занятии?

В настоящее время я работаю по программе музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой.

Также в работе использую авторские технологии в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» : «Ритмическая пластика для дошкольников» и «Ритмические движения»; (А. И Буренина) и др.

Особое значение придаю взаимодействию традиционных и инновационных педагогических подходов.

традиционные виды ритмики или музыкальноритмические движения:

1. Разные виды ходьбы;

2. Упражнения, разминки;

3. Танцы, пляски, хороводы;

4. Музыкальные игры.

К инновационным видам отношу и применяю: элементы биоэнергопластики и кинезиологии (упражнения или танцы на пальцах рук);

• логоритмику (ритмический диктант, игровой массаж); показ

• эвритмию (претворяет слышимое в видимое с помощью «подвижной пластики»);

• коммуникативные танцы (вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение);

• творческие этюды ( пластические этюды с предметами: шарфы, листочки, снежинки, цветы и т. д.);

• пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы).

Использование традиционных и инновационных технологий и методических форм на практике помогает добиться следующих результатов:

Создание на музыкальных занятиях, атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

Возможность помочь детям стать активными и раскрепощенными;

По моему глубокому убеждению, именно через синтез традиционных и инновационных методов и приёмов, удается достичь того, что дети активно усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, в том числе, и музыкально-ритмические движения, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.

1. Занятия ритмикой помогают прежде всего усвоить основные музыкально – теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятия музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. С помощью них дети познают такие музыкальные понятия, как фразировка, часть, форма.

Напримет, по фразам мы часто чередуем разные МРД. Дети познают одночастную, двухчастную и трех частную форму музыку опять же через движение. Например, упражнение «Ходьба- бег», «Ходьба –прыжки» и т. д.

2. Также ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.

В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков, а также упражнения на разнообразные построения: движения по кругу, квадрату, вразнобой, по диагонали, «змейкой», цепочкой, парами, тройками и т. д. Дети, таким образом не пассивно, а активно, воспринимают музыку разного темпа, характера и динамики. Такое восприятие для детей более интересное и увлекательное, нежели просто сидя на стульях или на ковре.

Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. (передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких – либо профессий.)

Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т. п., расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение.

Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой.

Основу программы музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные народные, характерные и свободные танцы.

Народные движения в танцах, как правило, доступны детскому восприятию.

В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т. п.).

К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев.

В начале я активно помогаю ребятам, показываю, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой или прошу показать ребенка, творчески одаренного, способного импровизировать.

Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску или танец.

Музыкальная игра (третий вид ритмики) как разновидность игровой деятельности в детском саду – важный метод музыкального развития.

Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребёнка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – всё это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.

Очень любят дети игры с пением, которые выполняют несколько задач одновременно: развивают головой аппарат, речевой и двигательный. Очень полюбились детям осенние игры «Пугало», «Огуречик» и др.

В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в не сюжетных выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, её выразительными средствами (темп, динамичные оттенки, метроритм, форма произведения).

В играх «С бубном», «Ищи игрушку» дети учатся различать динамические оттенки (громко –тихо).

Моя задача состоит в том, чтобы, используя на занятии разные виды музыкально –ритмических движений и упражнении не только научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности, но и переносить это в свободную деятельность. Дети с удовольствием играют в любимые игры на прогулке, повторяют речевые игры с движениями дома.

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонически развитой личности.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Для чего на музыкальных занятиях нужны чешки» Чешки - это мягкие спортивные детские тапочки для занятий гимнастикой, а вот откуда произошло это название - ответит не всякий. Есть несколько.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для родителей «Организация двигательной активности детей дома»Консультация для родителей «Организация двигательной активности детей дома» Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, как этого добиться. Современная жизнь такова,.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке летом»Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке летом» Татьяна Костакова Добрый день, уважаемые коллеги! Лето – самая любимая пора всех детей!Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного.

Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период»Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период» "Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период" Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Снежные постройки для двигательной активности детейСнежные постройки для двигательной активности детей Зима у нас долгая и холодная, но воспитанники и их родители все равно ждут её с нетерпением. Они знают, как только выпадет снег, на участке.

Значение двигательной активности детей. Консультация для воспитателейЗначение двигательной активности детей. Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги! Сколько бы нам, воспитателям, не говорили о пользе движения для детей, все – равно каждый воспитатель занимается с детьми.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для воспитателей «Формирование двигательной активности детей на музыкальных занятиях» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Величко Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование двигательной активности детей на музыкальных занятиях»
Опубликовано: 11 января 2022 в 04:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД