Получи документы

Консультация для воспитателей ДОУ «Воспитание социально адаптированного ребенка»

Назарова Юлия
Консультация для воспитателей ДОУ «Воспитание социально адаптированного ребенка»

Воспитание социально адаптированного ребенка

Проходя путь социализации, ребенок – дошкольник подвергается воздействиям окружающей действительности, которая выступает стрессом для него. Это дезорганизует поведение ребенка. Для выхода из конфликтной ситуации ребенок вынужден применять различные способы психологической защиты.

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Воспитание социально адаптированного ребенка“» размещена в разделах

Психологическая защита — это система стабилизации личности, направленная на устранение тревоги, связанной с конфликтом, основная функция которой — сохранение позитивного «Я».

Образование психологической защиты позитивного «Я» связано с первым отрицательным опытом свободного самовыражения, которое подвергается ограничениям со стороны взрослых. Дошкольник вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

Для правильного оценивания поведения ребенка – дошкольника и осуществления индивидуального подхода необходимо знать о возрастных особенностях защитных реакций.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЙ.

Отрицание - ранний и примитивный механизм защиты, при котором ребенок старается привлечь к себе внимание любыми известными ему способами.

Защитное поведение в норме: эгоцентризм, внушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, дружелюбие, хвастовство, готовность услужить.

Девиации поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, демонстративные попытки и т. п.

Проекция - сложный механизм защиты и предполагает приписывание окружающим негативных качеств, помогающее ребенку ослабить собственное чувство вины.

Защитное поведение в норме: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, пессимизм, замкнутость и др.

Девиации поведения: ревность, несправедливость, собственная ущербность, враждебность и др.

Регрессия - развивается в раннем возрасте и используется ребенком для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи.

Защитное поведение в норме: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить начатое дело до конца, легкая смена настроения, плаксивость, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, импульсивность.

Девиации поведения: инфантилизм, конформизм и пр.

Замещение - развивается у ребенка для сдерживания гнева на сильный субъект. Во избежание ответной агрессии ребенком осуществляется перенос действия, изначально направленного на недоступный объект.

Защитное поведение в норме: импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику.

Девиации поведения при регрессии: агрессивность, неуправляемость, склонность к деструктивным действиям, жестокость и пр.

Подавление - развивается у ребенка для сдерживания страха и проявляется в удалении чего-то из сознания или удержании его на расстоянии.

Защитное поведение в норме: избегание ситуаций, которые могут вызвать страх, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств.

Девиации поведения: ипохондрия, иррациональный конформизм.

На формирование защитных реакций у детей значительное влияние оказывает родительское воздействие. Взаимодействие с родителями носит травмирующий характер, поэтому ребенок должен выработать особые защитные механизмы, предохраняющие его от угрозы или травмирующего родительского воздействия.

Возникнув в детстве, соответствующие механизмы защиты в дальнейшем определяют отношение человека к другим людям, в том числе и к собственным детям в будущем. Серьезное психологическое воздействие на детей оказывает также и образовательно-воспитательная среда, возникающая вокруг них в дошкольном учреждении. Детская незащищенность требует организации психологической защиты, помощи в ее укреплении со стороны взрослых.

Каждый день перед детьми возникают новые проблемы, решение которых зависит от их душевного равновесия, умения справляться с внутренними и межличностными конфликтами. Детям сложнее, чем взрослым, так как они живут в трех «мирах» :

- мир воображаемый: в нем все так, как они сами себе придумывают;

- мире детского коллектива: он не совпадает с миром воображаемым, в него они приносят опыт, полученный дома;

- мир взрослых: здесь дети чувствуют себя как лилипуты в стране великанов.

Недостаточность жизненного опыта не позволяет ребенку справиться с психотравмирующими факторами: неблагоприятная оценка взрослыми деятельности ребенка или его личности, сравнение ребенка с другими, дефицит родительской любви, отсутствие эмоционального контакта с матерью приводит к снижению адаптивных возможностей детской психики.

Психологическая защита стоит на страже личностного «Я» и является обязательным атрибутом полноценного человека. Люди различаются средствами защиты: у сильной личности они сознательно контролируемые, а у слабой — бессознательные.

Необходимо развивать у детей навыки стратегии психологической защиты посредством игр и упражнений, которые помогут выработать способы защиты от дискомфорта и психотравмирующих факторов.

БЕСЕДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЙ.

БЕСЕДА «КОГДА МНЕ БЫВАЕТ ПЛОХО.»

Когда человеку на душе бывает плохо, что он чувствует? (Волнение, гнев, досаду, обиду и т. п.)

Вспомни случаи, когда у тебя на душе было плохо, расскажи о них. Что ты чувствовал в этой ситуации? Что тебе хотелось сделать?

Когда тебе бывает плохо, что ты делаешь, чтобы почувствовать себя лучше? (Выяснение защитных реакций у ребенка в сложных для него ситуациях)

БЕСЕДА «КОГДА ЧЕЛОВЕКУ НА ДУШЕ ПЛОХО, ТО ОН МОЖЕТ САМ СЕБЕ ПОМОЧЬ»

Совет 1. Если ты совершил проступок, из-за которого самому стало стыдно, то самый верный способ вернуть расположение к себе близких и друзей — признать свою вину и попросить прощения.

Совет 2. Чтобы самому успокоиться, нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и медленно, спокойно и глубоко подышать: во время вдоха считать до пяти, во время выдоха — до семи. Представь, что ты в лесу или на берегу моря, где воздух свежий и где тебе свободно и приятно дышится, и ты сразу успокоишься.

БЕСЕДА «КАК МОЖНО ПОМОЧЬ СЕБЕ ЧЕСТНО ПРИЗНАТЬСЯ В ПРОСТУПКЕ?»

Что мешает человеку честно признать свою вину? (Страх быть наказанным, потерять доверие, любовь, уважение и т. п.)

А как можно убедить себя сознаться в содеянном проступке?

Как понимать следующие высказывания: «тайное всегда становится явным»; «лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Что ты чувствовал, когда не решался признавать свою вину? Что ты чувствовал, когда убедил себя сознаться, признать вину, и попросил прощения? (Облегчение, радость.)

БЕСЕДА «ПОЧЕМУ МЫ ПЕРЕКЛАДЫВАЕМ ВИНУ НА ДРУГОГО?»

На кого ты переложил вину? Почему?

Что ты чувствовал в этот момент?

Кого наказали за проступок?

Как ты думаешь, что чувствовал тот, которого незаслуженно обвинили?

Почему ему было обидно?

Какие слова примирения помогут восстановить дружеские отношения с тем, кого по твоей вине незаслуженно обидели?

БЕСЕДА «У МЕНЯ ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Что ты ощущаешь, когда находишься в плохом настроении?

Что тебе хочется сделать в этот момент?

К тебе уже пришли гости — как ты себя будешь вести?

Ты попытаешься поднять свое настроение? Почему? (Чтобы не испортить настроение другим.)

Как ты сможешь поднять свое настроение? (Закрепление советов, данных на предыдущих занятиях.)

БЕСЕДА «ХОРОШО ЛИ БЫТЬ ОДНОМУ?»

Хотелось ли тебе когда-нибудь уйти от всех и остаться одному? Почему?

Что чувствует человек, оставшись один?

Хорошо ли быть одному, когда тебе никто не мешает, не делает замечаний, не спорит?

Совет 1. Когда на душе плохо и ты чем-то раздражен, лучше уединиться в комнате и постараться поднять себе настроение вспомнив о чем-то приятном.

Совет 2. Выразить все свои чувства, о которых ты не можешь сказать ни папе, ни маме, можно своему надежному другу — животному: собаке или коту. Прижми его к себе, погладь, поговори с ним — и станет легче.

Совет 3. Если ты поссорился с родителями и не можешь сразу помириться, послушай музыку или посмотри любимый мультик. А когда немного успокоишься, то не откладывая поговори с родителями о том, что тебя мучает. Помни, что они тебя любят и всегда поймут, и помогут в трудную минуту.

Совет 4. Если же тебе обидно, что твое желание не было выполнено, ты можешь о нем помечтать, пофантазировать и даже (что еще лучше) нарисовать свое желание — и, поверь, станет легче.

БЕСЕДА «ЧТО ТАКОЕ ОБИДА?»

Что такое обида? (чувство, которое возникает, если тебя оскорбили или не дали осуществить задуманное, или не заметили твоей помощи и участия. Чем ближе тебе человек (родители, друг, с которым связано это чувство, тем сильнее обида.)

На что она может быть похожа?

Из-за чего люди обижаются друг на друга?

Приходилось ли вам обижаться?

Что хочется в момент обиды сделать с обидчиком?

БЕСЕДА «КОГДА МЫ ССОРИМСЯ С РОДИТЕЛЯМИ?»

Почему дети ссорятся с родителями?

Что ты чувствуешь, когда ссоришься со своими родителями? (Обиду, боль, злость, вину, стыд.)

Что тебе хочется в этот момент сделать?

Что ты делаешь для того, чтобы почувствовать себя лучше и изменить ситуацию?

Для чего человеку нужна мама? (Мама — защитник, мама — утешение, мама — друг.)

БЕСЕДА «ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ЗЛИТСЯ?»

В каких ситуациях может злиться человек?

На что похоже зло в человеке? (На вулкан, молнию, дикое животное.)

А тебе приходилось когда-нибудь злиться?

Что ты чувствовал в этот момент?

Что хотелось сделать?

БЕСЕДА «КОГДА МЫ ОБИЖАЕМ ТЕХ, КТО СЛАБЕЕ НАС?»

Как ты думаешь, правильно ли мы поступаем, когда, рассердившись или разозлившись, вымещаем свой гнев на тех, кто слабее: безобидных животных, людях?

Как чувствует себя обиженный человек (животное?

Что чувствует человек, когда кого-либо незаслуженно обидел?

Совет 1. Если ты чувствуешь, что совершил что-то нехорошее и не можешь сразу честно об этом сказать, то вырази свои чувства в своем дневнике, в котором ты можешь записывать самые сокровенные мысли (срабатывает эффект исповеди, когда, раскаиваясь, человек получает физическое и эмоциональное облегчение и воссоздает полную картину того, что произошло, многое для себя проясняя).

Совет 2. Умей признать свою вину или ошибку и постарайся ее исправить: извинись за совершенное необдуманное действие, утешь обиженного.

Совет 3. Если ты разгневан, то лучше ударь по подушке или боксерской груше, и ты почувствуешь облегчение.

Совет 4. Чтобы почувствовать себя лучше, нужно заняться своим любимым делом.

БЕСЕДА «КАК ПОБОРОТЬ ЗЛО И СТАТЬ ДОБРЕЕ?»

Назови слова и выражения, которые вызывают у тебя злость, гнев.

Почему люди обижают слабых?

Кто надежнее: добрый или злой?

Можно ли справиться со злом?

Как ты понимаешь смысл пословиц: «Злой не верит, что есть добрые люди», «Без добрых дел нет доброго имени»?

Совет 1. Учитесь преодолевать плохое состояние, настроение.

Совет 2. В каждой тревожной и печальной ситуации пытайся уловить юмористические нотки, посмотри на себя со стороны.

Совет 3. Если наваливаются неприятности, не пугайся, попытайся успокоиться и разобраться в их причинах.

Совет 4. Можно написать гневное письмо, и пусть оно останется неотправленным, или высказать «все, что ты думаешь», но наедине, мысленно представляя себе противника.

Совет 5. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

Совет 6. Помогает исправить плохое настроение секрет-правило: подумай о хорошем, и будет хорошо.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Мир, окружающий ребенка-это, прежде всего, мир природы»Консультация для воспитателей «Мир, окружающий ребенка-это, прежде всего, мир природы» " Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Консультация по социально-коммуникативному развитию для воспитателей Для вас, педагоги! «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Подготовила воспитатель Ложкина Тамара.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка»Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка» «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В жизни ребенка игра занимает большое место. Она развивает его личность,.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения - дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ «Воспитание социально адаптированного ребенка»
Опубликовано: 26 января 2022 в 09:53
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей ДОУ «Воспитание социально адаптированного ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Назарова Юлия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД