Лучший педагог года

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников»

Запоточная Ирина
Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

Развитие мелкой моторики у детей происходит только в дошкольном возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает, и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет.

Установлено, что уровень развития психических процессов в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Развитие мелкой моторики у старших дошкольников“» размещена в разделах

Как же рука изучает, обследует предметы? (с предметом)

1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности.

2. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.

3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы.

4. Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.

5. Ощупывание, поглаживание даёт возможность определить свойства поверхности.

Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи.

Различают гипертонус и гипотонус мышщ руки.

Для устранения гипертонуса необходимо, прежде всего, снять излишнее напряжение. Хорошим средством является массаж.

Массаж начинаем с поглаживания рук тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за руки чуть повыше запястья и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Заканчивать массаж следует плавным поглаживанием.

Можно обучить детей приемам самомассажа рук. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкие орехи, шишки, мячик – ежик, прищепки, массажер су-джок.

При гипотонусе мышц проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Он включает в себя большое количество «рубящих», разминающих движений.

Упражнения для развития мелкой моторики рук :

1. Выкладывание ниток по контуру. Шерстяную нить выкладывают по силуэтному трафарету (цветок, рыбка, домик, геометрические фигуры, цифры, контуры предметов по замыслу, сюжетные картинки, цветные клубочки ниток для перематывания.

2. Создание картин из ниток – мелкое их нарезать и приклеить к трафарету.

3. Игры со шнурками. Шнуровку можно внести в одежду кукол, т. к. такая шнуровка носит игровой характер и представляет для детей больший интерес, чем шнуровка простой планки.

4. Плетение разноцветными бумажными полосками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.

5. Выкладывание из счетных палочек. Помогает детям не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы.

9. Рисование по трафаретам. Развивает руку ребенка, готовит к обучению письму.

10. Обрывание из бумаги геометрических форм. Дети создают «овощи» из бумажных заготовок, соответствующих по цвету и форме («огурец» - из зеленого прямоугольника, «морковь» - из оранжевого треугольника)

11. Выгибание из проволоки геометрических фигур и создание различных форм (человека, птицы, животного и т. д.)

12. Собирание разрезных картинок. Развитие мыслительной деятельности (у детей создается связь «глаз – рука»)

13. Работа с различной крупой. Например, игра «Сухой Бассейн». Варианты заданий: «Найди на ощупь» (только насекомых, «Найди и разложи»(ребенок находит в бассейне игрушки и раскладывает их по группам). Рисование на манке, сортировка гороха, фасоли.

14. Нанизывание. Дети нанизывают все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п., составляют бусы из картонных кружочков, сердечек.

15. «Картина ощущений». Закрыв глаза, ребенок проводит пальчиком по материалам картины и рассказывает о своих ощущениях: гладкий, шершавый, холодный теплый, мелкий, крупный и др. С помощью   картины можно закрепить основные цвета :зеленый, красный, синий, желтый. Закрепить геометрические фигуры.

16. Игры с пластиковыми крышками. С их помощью можно подобрать разнообразие цветов и закреплять их; изготовить несложные дидактические игры («Разноцветные бусы», «Дорисуй картинки при помощи пробок», «Цветочки», «Кто быстрее соберет», «Озорная гусеница»).

17. Работа со штампами. упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью).

Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь поможет добиться хороших результатов.

Публикации по теме:

Картотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПРКартотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР «Сухой бассейн» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Оборудование: ёмкость.

Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников»Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников» Жизнь не стоит на месте, современные блага цивилизации значительно облегчают нашу жизнь. Теперь посуду моет посудомоечная машина, бельё.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук с помощью ниткографии» Последние годы значительно увеличилось число детей с речевым нарушением. По исследованиям ученых, на развитие речи, на развитие головного.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей» Около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи, и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7 лет» У детей в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук, в результате скоординированных действий.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Запоточная Ирина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников»
Опубликовано: 1 марта 2023 в 10:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД