Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Создание картинно-графических схем для составления описательных рассказов с детьми 5–6 лет»

Морозова Лариса Васильевна
Консультация для воспитателей «Создание картинно-графических схем для составления описательных рассказов с детьми 5–6 лет»

"Создание картинно-графических схем для составления

описательных рассказов с детьми 5-6 лет"

Основной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи по развитию у них связной описательной речи является организованная образовательная деятельность (ООД). Занятия по развитию навыков связной описательной речи имеют определенную последовательность, органично соединяют структуру и этапы:

1 часть: Организационный (загадки, лексические упражнения, присутствие игровых персонажей, путешествия, ИКТ, проблемная ситуация).

Публикация «Консультация для воспитателей „Создание картинно-графических схем для составления описательных рассказов с детьми 5–6 лет“» размещена в разделах

2 часть: Работа по накоплению словаря в практической деятельности (детям предоставляется возможность практическим способом изучить предмет, который в дальнейшем станет предметом описательной речи); параллельно ведется работа по отработке лексического, грамматического, синтаксического компонентов речи, слоговой структуры.

3 часть: Работа с сенсорно-графической программой (воспитатель предлагает ребенку графическую модель описания, которая одновременно является и программой исследовательской деятельности).

4 часть: Составление рассказа с опорой на графический план (сенсорно-графическая схема наглядно показывает детям порядок, последовательность описания предмета).

5 часть: Заключительная (рефлексивно-перспективное направление представляет детям возможность выразить эмоции по итогам деятельности и направляет на самостоятельную деятельность) [5, с. 192].

Применение картинно-графических схем в образовательно-воспитательном процессе представляет дошкольникам с недоразвитием речи возможность расширить объём активного словаря, сформировать устойчивые грамматические навыки, развить все виды связной речи, в частности, описательный, и обеспечить многократность повторения изучаемого материала.

Целью работы стало развитие описательного компонента речи и когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи III уровня посредством введения в воспитательно-образовательный процесс одного из видов наглядного моделирования – картинно-графических схем.

Перспективное, календарно-тематическое планирование воспитателя по развитию описательного вида речи старших дошкольников с недоразвитием речи III уровня, технологические карты организованной образовательной деятельности с использованием картинно-графических схем представлены в приложении (приложение 1, приложение 2, приложение 3).

На основе анализа содержания образовательной области «Речевое развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также указанных выше характеристик, были определены направления работы педагога по созданию картинно-графических схем по следующим лексическим темам: «Посуда в нашем доме», «Транспорт», «Наша Армия», «Комнатные растения», которые состояли из последовательной реализации 3 этапов:

1 этап - подготовительный. Включал мотивацию: создание условий для возникновения у детей внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности. В совместной творческой деятельности с воспитателем, дети симметрично распределяли предметные картинки, тонировали цветными карандашами листы, закрашивали красками некоторые элементы схем, обводили по контуру картинки.

Кроме этого, реализовывалась взаимосвязь с родителями – полноправными участниками образовательно-воспитательного процесса, которые вместе с детьми участвовали в предварительной работе по созданию картинно-графических схем : занимались подбором необходимых предметных картинок по каждой лексической теме.

2 этап – содержательный: построение картинно-графической схемы. Для этого использовались тонированные листы формата А2, расположенные горизонтально, краски, фломастеры, клей, цветные карандаши, предметные картинки. Лист разделен на прямоугольники (по количеству определенных признаков, в которых последовательно расположены признаки, по которым достаточно полно можно составить описательный рассказ по предлагаемой лексической теме. В совместной творческой деятельности с воспитателем, дети симметрично распределяли предметные картинки, тонировали цветными карандашами листы, закрашивали красками некоторые элементы схем, обводили по контуру квадратов (по количеству характерных признаков предмета). В схему входят определенные наборы признаков, по которым достаточно полно и четко можно описать основные свойства и детали игрушки картинки.

Весь процесс работы на данном этапе сопровождался активной беседой педагога с воспитанниками, диалоговой формой общения, обговариванием содержания картинно-графической схемы, составлением предложений по картинкам, связных рассказов по содержанию, то есть дети постепенно и целенаправленно знакомились со схемой.

3 этап – заключительный. На данном этапе работа воспитателя включала в себя создание развивающей предметно-пространственной среды группы, игровой деятельности, предполагала создание устойчивого интереса к окружающему миру, поддержание детской инициативности и самостоятельности в игре и общении- всё это входило в общую систему работы по развитию лексико–грамматического, описательного компонентов речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, способствовало развитию связной речи.

На заключительном этапе воспитатель обновлял, обогащал развивающую предметно-пространственную среду группы, познавательно-речевой центр «Говоруша» картинно-графическими картами, которые располагались в свободном доступе для детей. Кроме этого, организовывал ситуации взаимодействия воспитанников друг с другом и с педагогом в ходе активной речевой и самостоятельной деятельности. Дети имели возможность вне занятий рассматривать карты, обговаривать, анализировать, обобщать их содержание карты, делиться друг с другом размышлениями. Дошкольникам предоставлялась возможность порассуждать : что интересного они узнали? О чём могли бы рассказать другим? Что нового хотели бы узнать по данной теме? Что по этой теме рассказали бы родителям? Таким образом, полифункциональная, вариативная, обогащенная развивающая предметно-пространственная среда группы направлена на эффективное воспитательно-образовательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему и социальному миру, к явлениям родного языка и речи в целом.

Именно этот этап определял перспективное направление деятельности педагога с детьми, способствовал внесению дополнений и расширение, пополнение содержания конкретной схемы новыми понятиями и представлениями, учитывал зону ближайшего развития дошкольников данной группы.

Картинно-графические схемы по развитию описательной речи дошкольников 5-6 лет с ОНР III уровня предусматривали следующее программное содержание: постановку цели, определение ряда задач, специальную лексическую и определенную предварительную работу, планируемые результаты освоения лексической темы.

Публикации по теме:

Использование графических схем при заучивании стихотворенияИспользование графических схем при заучивании стихотворения Наш воскресный вечер в эти выходные начался с того, что неожиданно мы вспомнили о том, что не доделали с ребёнком домашнее задание в логопедической.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. "Составление описательных рассказов о зиме". Цель: создавать условия для развития речи детей.

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Занятие по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» с использованием графических схемЗанятие по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» с использованием графических схем Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Николая Сладкова «Как медведь сам себя напугал», с использованием графических.

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе».Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказовСенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов Проблемы в речи детей : неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для воспитателей «Создание картинно-графических схем для составления описательных рассказов с детьми 5–6 лет» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Морозова Лариса Васильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Создание картинно-графических схем для составления описательных рассказов с детьми 5–6 лет»
Опубликовано: 28 октября 2021 в 22:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД