Валентина Сметанина
Консультация для родителей «Зачем нужны правила ребенку?»
Зачем нужны правила?
Всем известно высказывание М. Бакунина «свобода одного человека
заканчивается там, где начинается свобода другого», которое передает всю
сущность понятия права человека. Общество формирует правила, законы –
которые с одной стороны защищают свободу личности, а с другой стороны
ограничивают, чтобы реализовать права другого….
Правила и законы нужны для благополучия и безопасности всех.
Иногда установленные в обществе ограничения и запреты бывают неудобны.
Публикация «Консультация для родителей „Зачем нужны правила ребенку?“» размещена в разделах
Но мы понимаем, что без правил, например дорожного движения, без
этических норм мир превратится в хаос.
Для ребенка права и правила начинаются в семье. Следующий уровень
- это правила и дисциплина в детском саду. Жизнь ребенка в семье без
правил не может быть комфортным местом. Как в прочем ни для одного из её
членов. Правила – это необходимость.
Они очень важны для усвоения социальных норм поведения, для
понимания того, что у каждого действия есть последствия. Зная правила,
дети чувствуют опору и четкие ориентиры. Устанавливайте правила мягко,
четко и уверенно – это даст ребенку возможность опираться на вас,
чувствовать себя защищенным.
Так какими же должны быть правила?
Правила должны быть конкретными, понятными для ребенка, а не иди туда,
не знаю куда….
Достижимыми – по силам и с учетом возрастных особенностей.
Значимыми - ребёнка нужно мотивировать на соблюдение правил. Нужно
объяснить, в чём лично для него заключается выгода от правила. Ведь любое
правило вводится в интересах ребёнка. В чём эта выгода? Ребёнок должен
чётко это понимать
Формулировать правила необходимо в утвердительной, положительной
окрашенной форме. Нужно напоминать ребенку о правилах, как будто он
забыл, а не использовать как карательную функцию. Потому что, если вы
делаете замечание, а ребенок считывает ваше раздражение и злость – у него
меняется мотивация с достижения успеха в усвоении правил на избегание
неприятных эмоций. Вспоминаем, что особенность этого возраста –
спонтанность, а способность к произвольной саморегуляции в стадии
формирования.
Правила должны быть согласованы между родителями и другими
взрослыми, участвующими в воспитании. Иначе ребёнку придётся выбирать,
чьи требования выполнять. Что приведет к формированию привычки
ориентировать на внешние признаки, а не выстраивать собственную систему
ценностей.
Правила должны быть гибкими. Помимо двух крайностей «можно» и
«нельзя», нужно использовать ещё как минимум две промежуточных формы:
«можно, но в определённых границах» и «нельзя, но в исключительных
случаях можно». Это позволяет сделать правила более гибкими, а, значит,
более эффективными.
Такая гибкость в установлении правил позволяет добиваться и большего
послушания, и одновременно приучает детей к самостоятельности и
ответственности. В воспитании крайне важно соблюдать баланс между
опекой над ребёнком и его независимостью от родителей. Ведь задача
воспитания не только – послушание, а благополучие ребёнка. А для
достижения благополучия ребёнка родители обязаны научить его думать,
анализировать, принимать решения, реализовывать решения и нести
ответственность за последствия.
Тёплые, доверительные отношения – это камертон для воспитания, а значит
залог успеха