МААМ-картинки

Консультация для родителей «Воспитательное значение русских народных сказок»

Анна Егорова
Консультация для родителей «Воспитательное значение русских народных сказок»

Консультация для родителей

«Воспитательное значение русских народных сказок»

Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой.

Публикация «Консультация для родителей „Воспитательное значение русских народных сказок“» размещена в разделах

Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.

Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях. Народный фольклор отражает моральные устои и традиционные ценности общества.

Следует предостеречь родителей - не все народные сказки подходят для детей дошкольного возраста. Например, в сказках, собранных А. Н. Афанасьевым встречаются выражения недостойные детского слуха; в них же мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить ребенка. Поэтому, прежде чем рассказать (прочитать) малышу сказку, проанализируйте ее сами.

В детстве детей необходимо учить слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Дошкольник рано приучается правильно оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе («Колобок»). Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать и с помощью сказок, в том числе о животных.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей»

учат дружить, в сказке «Волк и семеро козлят» добрые и миролюбивые побеждают. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка».

Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д.

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»). Наша задача - учить оценивать поступки сказочных героев, дать возможность побывать в роли персонажа, подействовать, прочувствовать эмоции, которые сопровождают поступки героя.

Выбор любимого сказочного персонажа ребенком дает повод родителям задуматься о детских проблемах и страхах. Например, если любимый герой - Гадкий Утенок, стоит задуматься и выяснить, не является ли ребенок предметом нападок и насмешек в детском коллективе, не чувствует ли там себя одиноким, не таким как все. Если любимый герой Незнайка – это тоже повод задуматься, почему ребенку нравится ленивый, глупый и неряшливый персонаж.

Воспитание детей сказками состоит в том, что нередко сами взрослые, по ходу чтения сказки дают свою оценку сказочным героям. Например, говорят, что лиса хитрая, а волк простофиля, верит ей, или, наоборот, лиса умница, обманула глупого волка.

Эти комментарии тоже очень влияют на нравственное воспитание детей и формирование у них системы ценностей.

Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально.

По окончанию можно обсудить сказку : что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев. Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

Чтение сказки детям – это необходимая нравственная, духовная работа, которая не менее важна, чем питание и сон ребенка. Поэтому неправильно поступают те родители, которые заменяют чтение сказки просмотром мультиков или прослушиванием сказки в аудиозаписи.

Чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка,

а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх

над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День России и русских народных сказок»Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Фотоотчет "День России и русских народных сказок" Сегодня, 13 июня, в младшей и средней группах прошел праздник "День России и русских.

Театр картинок «Театр русских народных сказок»Театр картинок «Театр русских народных сказок» Добрый день, уважаемые коллеги! Дети и взрослые очень любят читать и слушать сказки. Особенно любимы нами русские народные сказки. В русских.

Фотоотчёт о работе художественного кружка по циклу занятий «По следам русских народных сказок» с детьми 3–5 летФотоотчёт о работе художественного кружка по циклу занятий «По следам русских народных сказок» с детьми 3–5 лет .

Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок»Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок» Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.

Мастер-класс по созданию лэпбука «Знакомство с природным миром Белогорья по средствам русских народных сказок» На протяжении года работы по реализации регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях.

Проектная деятельность второй младшей группы «В мире русских народных сказок» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 2» г. Челябинска Проектная деятельность по теме: «В.

Рецензия на квест-игру «По страницам русских народных сказок» Рецензия на организованную образовательную деятельность. Тема: «По страницам русских народных сказок». Направленность: познавательное развитие,.

Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа)Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа) Безусловно, все дети любят сказки. С самых ранних лет ребёнок знакомится в первую очередь с русскими народными сказками. Дети становятся.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Сценарий театрализованного представления для детей по мотивам русских народных сказок «Морозко» Дорогие мои коллеги! Я предлагаю Вам сценарий спектакля, в котором у меня актерами были только педагоги. Получилось настоящее сказочное.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Воспитательное значение русских народных сказок» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Егорова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Воспитательное значение русских народных сказок»
Опубликовано: 14 марта 2021 в 15:48
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД