МААМ-картинки

Консультация для родителей «Влияние загадок на развитие речи у детей»

Надежда Евгеньевна Цыликова
Консультация для родителей «Влияние загадок на развитие речи у детей»

Консультация для родителей

«Влияние загадок на развитие речи у детей»

Загадка – это одна из малых форм устного народного творчества, народная мудрость, мудрость времени, в которой в предельно сжатой, образной форме даются яркие, наиболее характерные признаки предметов или явлений.

Публикация «Консультация для родителей „Влияние загадок на развитие речи у детей“» размещена в разделах

Отгадывание и придумывание загадок оказывает большое влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи детей.

Загадки обогащают словарный запас, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой, а также грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке мышление, догадливость, сообразительность. Загадка указывает на особые предмету признаки и свойства, которые присущи только ему. Она основана на сходстве и различии между предметами. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,

формированию умения самостоятельно делать выводы.

Отличным приемом дидактического воздействия на детей являются загадки. Они помогают детям понять, как емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой

словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос,

т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет

речь в загадке, скрыт, и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны.

Наиболее важны из них:

•воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

•стимуляция умственной активности;

развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

•расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

развитие сенсорной сферы.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой

для решения, загадки можно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления

(величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание этих загадок основано на элементарном анализе (выделении

признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное

количество признаков позволяет производить умственные операции и решать логические задачи.

Второй уровень сложности загадок включает :

загадки, в которых кратко дается характеристика предмета, по одному, или двум признакам нужно создать целостный образ предмета;

загадки, основанные на отрицании, сопоставлении, сравнении предметов или явлений.

Для решения подобной логической задачи, ребенок должен быть знаком с

указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по

ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно

при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки.

Дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях, которые на первый взгляд далеки друг от друга.

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное

отгадывание загадок, являются: 1- предварительное ознакомление детей с

предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; 2-продумывание

педагогом способа использования загадок, характер и манера их

преподнесения; 3-уровень развития речи детей; 4-учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их

небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми

ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное

воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты

питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и

свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается,

повадки и т. д.). Младшим дошкольникам предлагаются рифмованные

загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

А вот придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. Сначала дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки, но затем загадки придумывают дети с большим желанием.

В работе с загадками главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процесс поиска отгадки.

Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого

Воображения и образного мышления.

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и

подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их

загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать

предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и

зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.

Развитие всех психических процессов дошкольников является основой при

отгадывании загадок, а предварительное ознакомление детей с предметами

и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием,

обеспечивающим правильное отгадывание загадки.

Загадка-это кладезь вопросов и ответов, наблюдательности и внимательности, возможность стать мудрее.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи» В чем заключается влияние пальцев на развитие речи. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Влияние загадок на развитие речи у детей»
Опубликовано: 14 марта 2023 в 21:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД