Лучший педагог года

Консультация для родителей «Влияние фольклора на патриотическое воспитания детей дошкольного возраста»

Татьяна Петинова
Консультация для родителей «Влияние фольклора на патриотическое воспитания детей дошкольного возраста»

В связи с тем, что воспитание патриотических чувств у ребенка связано с использованием народного искусства, рассмотрим некоторые вопросы этой проблемы.

Фольклор, как и искусство, по значимости и силе воздействия на человека не имеет себе равных, т. к. способствует формированию нравственных качеств, всей личности ребенка, развито его интеллектуальных и творческих способностей.

Публикация «Консультация для родителей „Влияние фольклора на патриотическое воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Важной стороной фольклора, влияющей на нравственное воспитание является, утверждение разнообразными средствами и методами моральных принципов и патриотических качеств.

Воздействуя на развитие патриотизма, эмоционально-чувственную основу ребенка, произведение фольклора дают примеры, достойные подрезания, внушают любовь родному слову, к земле, чувство собственного достоинства, формирует самосознание.

Сегодня, как никогда, есть необходимость широкого использования произведений народного искусства в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Фольклор, по мнению А. П. Усовой, в силу своей образности, яркости, звучности способствует реализации задач нравственного воспитания.

Сила народного искусства в нравственном воспитании детей огромна. Известный народный композитор Д. Б. Кабалевский так говорил о его значении для детей : «оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки нравственности, морали и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей» |21, стр. 153|

Огромное значение народному искусству в деле патриотического воспитания подрастающего поколения придавали советские педагоги Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Все они в своих речах, статьях, практической работе с детьми раннего возраста обращали внимания на широкое применение произведений народного искусства в патриотическом воспитании детей.

Вопросы использования народного творчества в воспитательно - образовательной работе с дошкольниками изучались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Н. П. Саккулиной, Н. П. Карпинской, Е. И. Радиной, Е. И. Водовозовой и др. /23, 44, 49, 52/. Они рассматривали народное творчество как средство, которое закрепляет духовную связь с народом, представителем которого является ребенок, создает общность мировоззрения.

Искусство заставляет ребенка задуматься над очень многим и почувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни.

В патриотическом воспитании особое место занимает использование худшего слова, которое приводит к тому, что у ребенка происходят большие изменения в нравственно – эмоциональной сфере, способствует появлению живого отклика на различные события жизни.

Каждое произведение народного творчества, будь то сказка или предмет декоративно – прикладного искусства, вбирает в себя специфические черты данного народа.

В педагогике ставился вопрос о доступности различных жанров народного творчества пониманию дошкольника. В исследованиях психологов Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов и др. и педагогов А. П. Усова, Р. И. Жуковская, М. М. Конина и др. доказана способность детей старшего дошкольного возраста понимать идейный смысл произведений фольклора, мотивы поступков героев, активно переживать изображаемым обстоятельствам, в результате чего создаются, как отмечал Б. М. Теплов, «Определенные оценки имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваемые»./ 12,13, 25,52/

Многие выдающиеся педагоги рассматривали родное слово как самый верный путь к воспитанию патриотических чувств детей.

Народное творчество давно привлекало внимание исследователей разных времен. Еще в середине семнадцатого столетия уральский казак Киряна Данилов стал записывать былины. Веком позже А. Афанасьев собрал русские народные сказки, а В. И. Даль – пословицы и толковый словарь живого русского языка.

Обращался к фольклору и А. С. Пушкин. В основе его знаменитых сказок лежат народные сюжеты и народные поэтические образы.

Подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания, преломление образов послушанной сказки в творчестве деятельности дошкольника, по мнению А. В. Запорожца, оказывают глубокое влияние на развитие, как отдельных психологических процессов, так детской личности в целом. /13/

Восприятию народной сказки детьми дошкольного возраста посвящены работы Н. С. Карпинской. Она на основе анализа народных сказок и восприятия их детьми показывает, что хорошие поступки награждаются, а плохие наказываются. /23/

Сказка – это большой нравственный урок, вызывающий жалость, сострадание, это источник мудрости жизненного опыта многих покаленей. Нравственные и психологические законы народ облекают в форму сказки, являясь кротчайшим путем к созданию эмоций у ребенка.

Н. К. Карпинская делает выводы, что русская народная сказка представляет собой жанр, являющийся важным средством патриотического воспитания дошкольников. «Силой своего искусства, радостного, жизнеутверждающего, сказка вызывает глубокие нравственные переживания, обострение эмоций». / 22, с. 45/

Так же средством воспитания дошкольников является пословицы и поговорки, которые отражают отношение к родному городу, к Родине. Их язык прост и понятен детям.

Загадка является полезным упражнением для ума: в поиске ответа дошкольника учится сравнивать, сопоставлять, обобщать, выявлять общественную значимость явлений. Загадки требуют определительных усилий, умственной деятельности ребенка, большой наблюдательности, умение представлять себе тот предмет, к которому надо приложить указанные признаки.

Таким образом, устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, частушки, колыбельные песни – это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры как национальной, так и мирный показатель способностей и таланта народа.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народ, получает новые представления о ней.

Решая задачу формируя у детей патриотических чувств, мы должны помнить, что народное искусство, с его яркой образностью, выразительностью дает для этого благоприятную почву.

Ребенку доступна народная музыка и понятно народное творчество, которые способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного.

Мир фольклора – это мир, в котором человек гармонично живет с природой, где он зависим и одновременно всесилен, где он проситель и повелитель, это мир, помогает ребенку войти в атмосферу различных образов.

Исходя из этого, можно предположить, что в дошкольном учреждении народное искусство должно рассматриваться комплектно, в тесной связи всех видов фольклора, включаться как в процесс обучения, так и самостоятельную деятельность, художественное творчество детей дошкольного возраста и является средством патриотического воспитания ребенка.

Важной задачей является развитие нравственной личности, знающей сваю культуру, этику, имеющей в своих интеллектуальных началах нравственных воззрения наших предков.

Именно фольклор позволяет формировать нравственные отношения к действительности, развивать гамму патриотических чувств детей.

Интерес к фольклору – одно из появлений интереса к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, личностям, к его языку и поэзии.

Воспитание патриотических чувств необходимо осуществлять, создавая педагогические условия в дошкольном учреждении и учитывая особенности народного искусства, оно может стать средством для формирования и развития детей.

Мастерство педагога заключается в том чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, уже с раннего дошкольного возраста развивать умение понимать и ценить богатство, красоту вековых народных традиций, обычаев, родного языка. Тогда личность ребенка будет духовной богатой, гармоничной.

Ценность народного искусства в воспитании детей имеет терапевтический характер. Народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует чувству удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для воспитания детей.

Таким образом, фольклор является неисчерпанным источником в развитии патриотических чувств. Фольклор – достоинство и ум народа, напоминавший глубоким смыслом и содержанием всю ее размеренную жизнь, текущую по обычаям и образам, связанную с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов. Сегодня все это очень важно передать в душу наших детей.

Публикации по теме:

Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. Из педагогического опытаВлияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. Из педагогического опыта Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Речь начинает активно формироваться.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Подготовила :Ванжа Анастасия Викторовна МБДОУ д/c –к/в№7 г. Кропоткин Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» О важности приобщения ребенка к культуре.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная,.

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Учёными давно доказано, что всё духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах,.

Консультация для родителей «Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние загадок на развитие речи детей дошкольного возраста» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №368 «Лосиный остров» Подготовила: Воспитатель Сергеева Ю. Ю.

Консультация для педагогов «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для педагогов на тему: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» В раннем детстве ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Влияние фольклора на патриотическое воспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 сентября 2019 в 17:36
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Влияние фольклора на патриотическое воспитания детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Петинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД