МААМ-картинки

Консультация для родителей «Уделяйте время своему ребёнку»

Ирина Мальгина
Консультация для родителей «Уделяйте время своему ребёнку»

Консультация для родителей

«Уделяйте время своему ребёнку»

1. Познакомить родителей с педагогическими и психологическими аспектами адаптации ребенка к школьной жизни.

2. Направить внимание родителей на оказание своевременной помощи своему ребенку (будущему школьнику) в старшем дошкольном периоде.

Публикация «Консультация для родителей „Уделяйте время своему ребёнку“» размещена в разделах

Важнейшим звеном в сложной системе воспитательного воздействия на человека является воспитание фундамента формирующейся личности ребёнка. Поэтому так велика роль тех, кто вырабатывает у малыша первые навыки, азы его поведения и мировоззрения, простейшие этнические нормы, нравственный «алфавит». Именно из этих начал формируется в дальнейшем жизненная позиция человека, его характер отношения к труду, к другим людям, к обществу.

Начальный период развития ребёнка, однако, связан с рядом важнейших обстоятельств, которые нередко усложняют воспитательный процесс в этом возрасте. Однако из обстоятельств следует то, что самые первые воспитатели – молодые мать и отец. Они чаще всего не имеют опыта, специальной подготовки в этом деле. Их подходы к воспитанию детей субъективны и чаще всего научно не обоснованы. Мнение бабушек и дедушек, имеющих большой опыт не всегда учитывается. Нарушение единства мнений, методов и приемов в воспитании ребёнка приводит к отрицательным воздействиям.

Следует иметь ввиду и то, что выработанная у ребёнка определенная привычка быстро угасает, если ее систематически и постоянно не подкреплять и дома, и в детском саду. Подкрепление привычки должно носить приятный характер.

В воспитании основных, общечеловеческих качеств личности ребёнка большую роль играет домашняя среда, быт, отношение к нему членов семьи, отца, матери. Иной раз даже забота о ребёнке, если она непродуманная, наносит ущерб воспитанию.

Большое значение в воспитании нравственных начал имеет игрушка. Но необходимо, прежде всего, научить ценить игрушку, ибо она прообраз машины, животного, человека. И вот у ребёнка большая корзина с игрушками, сред которых много кукол. Все эти игрушки побиты, поцарапаны и даже исписаны (у детей много карандашей, фломастеров). И на день рождения «заботливые» родители покупают новую куклу.

«Для ребёнка ничего не жалко», - нередко отвечают родители при беде на ту тему, не задумываясь о далеко идущих последствиях такой щедрости. Не приходится винить в сказанном детей, если они не научены, если им не привиты добрые качества, привычки и навыки, черты характера, если у них не воспитано бережливое отношение к вещам, уважение к труду, который заложен в их игрушке. Конечно, проще купить куклу, даже 2 – 3, чем терпеливо, настойчиво и систематически учить ребенка бережно к ним относиться.

Между тем дело не в цене игрушек, не в количестве их, даже не в изящности и качестве: ребенка увлекает игровое содержание, связанное с игрушкой.

Иногда в закреплении плохих привычек играет роль незадачливые соседи. Отец забрал у девочки карандаши, стал выдавать их только на определенное время с условием бережного к ним отношения. Ценность карандашей вскоре в глазах девочки возросла, и все стало на свои места. Но, узнав об этом, соседка сказала при ребёнке его папе : «не надо такой мелочи, как карандаши жалеть для ребенка, ведь все наше счастье в детях». Вырабатываемая отцом правильная привычка рухнула, и теперь восстановление ее наталкивается на определенное сопротивление малыша. Воспитание своих и чужих детей – обязанность каждого человека. Здесь необходима полная гармония, полная согласованность.

Едва ли не одна из главных задач раннего воспитания – привить ребенку любовь к труду. Следует отметить в этом отношении, что человеку от рождения присущи врожденные безусловные рефлексы и инстинкты – ориентировочный, пищевой, оборонительный и др. Ребенок тянется к предметам, захватывает их, тянет ко рту, пробует на «прочность» (ломает, отбрасывает и т. д. Это, конечно не трудовой процесс, но строительный материал для будущего труда, который необходимо использовать. Известно, как малыш радуется, когда ему случайно, а затем с помощью взрослого дается что – то построить. Поэтому стоит всячески поощрять и развивать предметную активность ребенка, как прообраз труда. Вместе с тем необходимо постоянно прививать ребенку навыки аккуратности: поставить вещь на свое место, собрать игрушки, сложить в коробку карандаши, подать взрослому тот или иной предмет, вознаградив маленького помощника за это похвалой. По мере взросления ребенок все чаще и чаще должен помогать взрослым что – то делать: подержать предмет, отнести, принести. Взрослые иногда отказываются от такой помощи ввиду ее несовершенства: «проще самому сделать».

Проще не приучать малыша убирать разбросанные им игрушки, складывать книжки на полку, относить на место предметы, которыми он играл, то у него будут вырабатываться иждевенческие тенденции, эгоизм, индивидуализм. И наконец, он вскоре начнет распоряжаться: «Мама, подай игрушку; мама, убери карандаши; мама быстрее» и т. д. Ошибки первоначального воспитания не проходят бесследно. Они обязательно проявляют себя.

При воспитании ребенка следует ориентироваться не на собственные желания и хотения, а на эталоны существующих в обществе правил и норм, избегать привнесения в воспитании субъективизма.

Так, например, ребенок просит у папы часы поиграть, отец отказывает, мотивируя тем, что часы не игрушка, что детям нельзя давать часы и т. д. Но ребенок продолжает просить, начинает плакать, требовать. Отец занят делом, ему надоедают капризы малыша, и он дает ему часы. Ребенок унес часы, затих, а отец теперь спокойно занимается своим делом. Легко догадаться, чем все это кончилось. Малыш сумел заглянуть, что там, в часах, внутри. Далее следует наказание ребенка, хотя виноват в этой ситуации конечно, отец. К тому же ребёнок теперь знает, что если долго что – то просить, требовать, плакать, то своего можно добиться. В подобном случае одно из двух: или с самого начала дать ребенку то, что он просит (если в принципе это «что –то» можно дать, или если уж сказано «нельзя», то ни в коем случае не стоит нарушать этот запрет.

Не верен в свое основе принцип : ребенку все можно, все дозволено, потому что он маленький. То, что для маленького есть свои нормы морали, для взрослого свои, - это верно, но верно и то, что существуют и общие нормы, одинаковые для всех людей.

В наше время актуализировался вопрос о поведении ребенка вне дома, на лице. И первостепенное значение в этом имеет доведенное до прочной привычки соблюдение ребенком правил уличного поведения. Этим правилам учат уже с дошкольного возраста. Но действительность показывает, что эта учеба не всегда показывает, что эта учеба не всегда заканчивается приобретением практического умения. Учение чаще приобретено с помощью родителей, или других лиц с которыми он ходил по городу (ребенок привык не соблюдать этих правил). Отсюда детский травматизм. Соблюдение правил дорожного движения близкими для ребенка людьми превращается в проблему. И не следует все это относит к само собой разумеющимся мелочам. Правильно отмечал В. А. Сухомлинский, что в вопросах воспитания нет главного и второстепенного, нет мелочей. Последовательное, систематическое, терпеливое изучение и соблюдение этих «мелочей» - важнейшее условие формирования нравственного багажа современного человека.

Властно вторгается в систему воспитания человека, в том числе и самого маленького, и телевизор. С одной стороны, телевизор, телевизор стал активным проповедником педагогических идей, обогатил техническую базу воспитания. Но с другой стороны… И начинаются сложности и неразрешенные вопросы: какие передачи можно смотреть, а какие не надо? Как быть с ребенком, когда идет интересная передача для взрослого, куда его деть? Чаще малыш при этом не принимается во внимание, нередко его просят «не мешать» смотреть передачу. Да и громкость родители ориентируют на свой слух, не учитывая, что слуховой анализатор ребенка еще не созрел для громкого звука.

При нарушении режима, противоречивом контрастном воспитании у детей возникают нервные срывы, невротические реакции, а то и настоящие неврозы, а то и патохарактерологическое развитие личности. Болезненное состояние ребенка при этом проявляется в раздражительности, легкой возбудимости, плаксивости, рассеянности, забывчивости, расстройствах аппетита, учащенном мочеиспускании и т. п. Болезненное состояние задерживает развитие малыша, затрудняет дальнейшее его воспитание и способствует формированию стойких патологических черт личности с нравственно ущербным характером.

Поэтому важное место в развитии и воспитании детей, начиная с самого их рождения, занимает пример родителей, их постоянное внимание к ребенку, интерес к его занятиям, совместная деятельность, обучение нормам и правилам жизни.

А в школу ты хочешь?

Это вопрос часто задают шести – семилетним малышам родственники и знакомые. Конечно, пора готовиться к школе. Что такое – готовность к школе ребенка? Психологи определяют ее перечнем таких самых главных качеств:

Желание самого ребенка учиться (т. е. он охотно выполняет все предлагаемые ему задания);

Умение работать по заданному образцу;

Способность к анализу, обобщению, выделению в предметах и явлениях существенных признаков, связей и закономерностей;

Способность к произвольному запоминанию и умению пользоваться приемами запоминания;

Способность оценивать свои действия с разных точек зрения.

При подготовке ребенка к школе важно помнить, что его мыслительные способности с возрастом претерпевают количественные и качественные изменения. Проще говоря, на разных этапах овладения действием ребенок как бы использует разные инструменты: сначала он решает задачу руками (ощупает, приложит и т. п.) а еще позднее действие будет выполняться в уме.

Из этого можно сделать небольшой практический вывод: если ребенку что – то не удается решить в уме, попробуйте переиначить задачу так, чтобы он мог задействовать при ее решении руки, или сделайте ее более образной. И не расстраивайтесь из – за неудач малыша. Помните: дети развиваются не одинаково, часто уровень достижений в будущем не зависит от того, как рано ребенок научится считать, писать и решать задачи. Главное – труд, постоянный и целенаправленный.

Разделение психических процессов на внимание, память, восприятие, мышление является чисто условным. Тесты, как правило, проверяют способность ребенка к определенным видам умственной деятельности (например, к запоминанию, восприятию, анализу ит. п., в каждом из которых, конечно же, участвует мозг.

Это задание вам, скорее всего, знакомо со времен собственного детства. Два почти одинаковых рисунка. Требуется сосредоточиться и найти те детали, которыми они отличаются друг от друга.

Если ребенок за 5 минут, найдет 10 различи, можете считать его вундеркиндом. Для нормы достаточно 6 – 7.

Используемая литература:

1.

2. Григорьева Т. Т. Основы конструктивного общения. – М. : Совершенство, 1997.

3. Добсон Д. Родителям и молодоженам доктор Добсон. – Центр общечеловеческих ценностей, 1991.

4. Куракин А. Т., Новикова Л. И. Коллектив и личность ребенка. – М. : Общество Знание, 1971.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями Сентябрь1 неделяИндивидуальные беседы с родителями «Как помочь ребенку легче пережить период адаптации». 2 неделяОформление уголка родителей.

«Школа молодого родителя». Перспективный план работы в младшей группе Сентябрь 1. Индивидуальные беседы с родителями об условиях жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, особенности его характера, режим,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Консультация для родителей «Уделяйте время своему ребёнку» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Мальгина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Уделяйте время своему ребёнку»
Опубликовано: 12 ноября 2014 в 12:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД