МААМ-картинки

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности «Пальцы рук разовьются не вдруг»

Виктория Сергеева
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности «Пальцы рук разовьются не вдруг»

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Публикация «Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности „Пальцы рук разовьются не вдруг“» размещена в разделах

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам - (от простого к сложному) : сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.

Комплекс мер способствующих развитию движений рук и ручной умелости:

Массажные мячики, шарики для пинг – понга. Массажные мячики, предназначены для микромассажа и рефлексотерапии рук. Шипы на поверхности мяча при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей.

Волчки – это игрушки, приводимые в движение пальцами руки, и вращающиеся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с волчками, ваш ребёнок научится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.

Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Всем нам хорошо известны игры «Сорока-ворона», «ладушки», «Коза-рогатая» и многое другое. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии малыша.

Продолжая разговор о пользе пальчиковых игр, нужно заметить, что они не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Научившись изображать с помощью пальчиков знакомые предметы, игрушки, животных, ваш ребенок наверняка начнет придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же, незаменимых пальчиков.

Игры с песком или крупой. Песочные и крупяные игры позитивно влияют на эмоциональное состояние детей, служат прекрасным средством развития мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Пуговицы, бусы. Дети любят играть с мелкими предметами, например, пуговицами: перебирать их, вытаскивая из коробочки и складывая обратно, перетирать между ладонями, пересыпать пуговицы и бусины из ладошки в ладошку. Благодаря «пуговичному» массажу активизируется так называемый «мануальный интеллект». Таким образом происходит сенсомоторное развитие, являющиеся условием успешного взаимодействия с окружающим миром. Если нанизывать пуговицы различных размеров и цветов на жёсткую проволочную леску, получится универсальное приспособление, которое может служить и счётным материалом, и наглядным пособием для изучения счёта, цвета, размера.

Шарики Марблс – стеклянные, пластмассовые, деревянные – хороший тренажёр для развития мелких движении пальцев рук и тактильной чувствительности. Их можно вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки – отверстия, состязаясь в точности попадания.

Пластилин или тесто для лепки. При помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.

Шнурование – один из самых эффективных способов развития мелкой моторики и тактильной чувствительности у детей. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики у детей совершенствуется произвольное внимание, газомер, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. Всё это создаёт оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму.

Аппликация. Работа с ножницами. Аппликация – один из самых простых, но самых эффективных способов работы с бумагой. Эта техника основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении с помощью клея, особенно необходима для детей с ОНР При работе с аппликацией дети учатся вырезать ножницами, пользоваться кистью, клеем, тряпочкой, плотно прижимать детали к листу бумаги, промакивать остатки клея тряпочкой. Работа с бумагой заканчивается определённым результатом, но, чтобы его достичь нужно, овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение.

Плетение из бумаги, тесьмы, развивает согласованность движений кистей рук, мелкую моторику. Для изготовления коврика ребёнку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определённым образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов оснований части коврика.

Складывание из бумаги (оригами). Оригами – искусство изготовления бумажных фигурок путём складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея.

Рисование. Раскрашивание. Раскрашивание, как один из самых лёгких видов деятельности, необходим для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжало оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребёнок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, делает это с удовольствием, свободно, хотя рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребёнка, можно сосредоточиться на основной задаче – выполнении гигиенических правил письма.

Штриховка. Графические упражнения. Штриховку зачастую понимают как монотонные упражнения по проведению одних и тех же линий, тем не менее она является одним из методов подготовки дошкольников к обучению письму. Упражнения в штриховке способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам. Во время рисования ребёнок использует лист бумаги по своему усмотрению, а при выполнении графических упражнений вынуждены ограничиваться определённой строкой. Это требует большей точности движений ведущей руки, которая может быть достигнута только при правильном положении карандаша в руке. Поэтому необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребёнок правильно держал в руке карандаш. Для штриховки можно использовать, простые и цветные карандаши, фломастеры и цветные ручки.

Игры со счётными палочками - построение из нихразличных фигур. Фигурки сопровождаются стишками, чтобы у детей возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Самомассаж и игры с мелкими предметами. Самомассаж каждого пальчика предполагает многократное массажирование их в направлении от ногтевой фаланги к его основанию при помощи указательного и большого пальцев противоположной руки, возможны и круговые движения Детям очень нравится работа с массажёрами, можно использовать карандаши, шишки, жёлуди, грецкие орехи.

Мозаика. Основная идея мозаики как пособия для развития ребёнка заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребёнок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг другу. Таким образом совершенствуется мелкая моторика рук. Чтобы сложить целое изображение из частей, ребёнок должен проявить сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Паззлы. По мнению психологов пособие способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, учит правильно воспринимать связь между частью и целым, кроме того, развивает мелкую моторику рук и тактильную чувствительность, ведь «замочки» маленьких деталей паззла требуют аккуратной и чёткой работы пальцев. Яркие фигурные паззлы задают ребёнку сложную задачу, но вознаграждением будет красочное мозаичное панно.

Игры с конструкторами. Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Поэтому, первый конструктор, с которым познакомится ваш ребёнок, должен быть обязательно деревянным. Деревянные детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья. И как бы быстро не развивалась современная индустрия изготовления конструкторов из современных материалов, конструктор, изготовленный из дерева, всегда будет занимать среди них своё достойное место. Как раз такие игрушки рекомендуются детскими психологами и педагогами в качестве первого детского конструктора.

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогут добиться хороших результатов. Ведь вся вышеперечисленная игровая деятельность напрямую готовит вашего ребёнка к успешному обучению в школе!

Помните, что чем «умнее» руки, тем умнее ваш ребёнок. Целенаправленно приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, вы делаете существенный вклад в развитие вашего малыша. Важно только помнить, что любая игрушки принесёт мало пользы, если малыш будет играть с нею в «гордом одиночестве». Лишь благодаря совместному «общему делу» родителей и ребёнка получится хороший положительный результат

Заключение

Уважаемые родители! Мы надеемся, что наша консультация подарила вам немало приятных минут и научила несколько новому общению с ребенком. Играя вместе с вами, он подрастет и поумнеет. Впереди у малыша новые открытия, а у вас — новые заботы. Пусть они будут такими же легкими и приятными, как веселые пальчиковые игры!

Публикации по теме:

Консультация «Детям о Блокаде Ленинграда» в старшей группе компенсирующей направленностиКонсультация «Детям о Блокаде Ленинграда» в старшей группе компенсирующей направленности 27 января – одна из самых значимых дат для петербуржцев — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. К этой исторической.

Конспект итоговой ОД кружка по математике «В гости к гномам» для детей старшей группы компенсирующей направленностиКонспект итоговой ОД кружка по математике «В гости к гномам» для детей старшей группы компенсирующей направленности Задачи: Обучающие: - Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. - Закреплять умение составлять контуры предметов из счётных палочек.

Конспект НОД «Мебель» в старшей группе компенсирующей направленности Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Мебель» Основная образовательная область «Развитие речи» Образовательные.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Проект «Давайте познакомимся!» старшей группы компенсирующей направленностиПроект «Давайте познакомимся!» старшей группы компенсирующей направленности Проект «Давайте познакомимся!» старшей группы "Цветики" компенсирующей направленности. 1. Проект на тему: «Давайте познакомимся!».

Проект «Я и моя семья» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «Я и моя семья» в старшей группе компенсирующей направленности 1. Проект «Я и моя семья» в старшей группе компенсирующей направленности "Цветики". 2. Проблемное поле проекта: Детям трудно.

Проект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленностиПроект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленности 1. Проект «Познакомьтесь - это Я!» старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К сожалению,.

Проект «Вот такие фрукты» для старшей группы компенсирующей направленностиПроект «Вот такие фрукты» для старшей группы компенсирующей направленности 1. Проект «Вот такие фрукты!» старшей группы компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: Дети путают такие понятия,.

Совместные работы родителей и детей группы компенсирующей направленностиСовместные работы родителей и детей группы компенсирующей направленности Доброго времени суток уважаемые коллеги и друзья МААМОВЧАНЕ! Спешу представить вам совместные работы родителей и детей группы компенсирующей.

Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на 2016–2017 год Родительские собрания: • «Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности. Cемья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности «Пальцы рук разовьются не вдруг»
Опубликовано: 16 августа 2021 в 15:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД