МААМ-картинки

Консультация для родителей «Слоговая структура слова»

Чухнина Галина
Консультация для родителей «Слоговая структура слова»

Нарушение слоговой структуры слова у ребенка, даже при правильном звукопроизношении, делает его речь в общем потоке малопонятной, влияет на успешное овладение грамматическим строем речи, звукового анализа, письма и чтения.

Если вы заметили, что ребенок переставляет или пропускает слоги, звуки в словах, сокращает согласные, повторяет слоги в слове, то этот говорит о нарушении слоговой структуры слов. Необходимо обратиться к логопеду для проведения коррекционной работы с ребенком.

Публикация «Консультация для родителей „Слоговая структура слова“» размещена в разделах

Что могут сделать родители для помощи малышу? Развивать неречевые процессы, которые являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова (далее – ССС).

Непременным условием для правильного формирования ССС является определенный уровень развития фонематического восприятия.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки: громкие - тихие, долгие (длинные) - короткие, высокие - низкие, приятные (добрые, ласковые) - неприятные (злые, грубы)

Игра «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом?»

В любом помещении всегда присутствуют звуки и разные шумы, которые можно услышать. Например, звук работы компьютера, вентилятора, кондиционера, закрывающиеся двери, разговоры в соседней комнате или за окном, урчание желудков. Возможности безграничны! Вы должны поговорить с детьми о тех звуках, которые они слышат. Ключевая фраза взрослого в этом упражнении : «Кто может определить звук ушами?».

Игра «Где звенит?» Для этой игры вам потребуется колокольчик или любой другой предмет, например, погремушка. Ребенок, отвернувшись, должен определить на слух направление звука источник которого расположен справа- слева - сзади – спереди-внизу-вверху. Если малыш угадал, то он становится водящим.

Рифмование – это замечательное упражнение на развитие фонематического восприятия! Большинство детей легко ухватывают понятие рифмы. Однако некоторым нужна дополнительная помощь. Игра с рифмованием слов помогает детям заметить, что звуки нашего языка несут определенный смысл и следуют определенным закономерностям. Это исключительно слуховой навык, который нужным образом предшествует пониманию напечатанных звуковых образов.

Лучший способ знакомства учеников с рифмами – это чтение множества веселых книг, стихов и песен. Веселитесь и получайте удовольствие! Чем больше удовольствия дети получат от рифмования, тем лучше они научатся замечать рифмы. Придумывайте глупые, смешные и даже нелепые рифмы, которые так нравятся детям.

Умение различать слоги в словах – важный навык, который дает детям понимание того, как можно делить слова на более мелкие части в соответствии с их звуками. Наша конечная цель состоит в том, чтобы развивать понимание отдельных фонем (гласных или согласных, но дети должны сначала узнать о концепции «частей слов». Маленьким детям легче начинать с больших частей слов, а затем переходить к меньшим, отдельным единичным звукам или фонемам. Мы строим мост от умения слушать слова к умению слышать фонемы.

Игра «У дедушки Егора». Великолепная игра, которую вы можете использовать, чтобы дать детям возможность практиковаться в прослушивании слогов и сложении их в слова.

Как играть:

Взрослый начинает петь: «У дедушки Егора в сарае есть /мед - ведь/». Конечно, дети думают, что медведь в сарае – это очень весело, но обратите внимание, что на самом деле они сделали: без всяких подсказок они мысленно соединили слоги /мед/ и /ведь/, чтобы понять, о каком животном идет речь в песне! Великолепно! После этого взрослый показывает детям картинку с медведем, и они радуются тому, что сумели угадать животное. Детям очень нравится эта веселое занятие, и они действительно считают его игрой! Затем в песенку подставляют другое слово, например: ша-пка, ли-са, бе-ге-мот, ра-ке-та, и так далее.

Необходимо формировать пространственные представления и зрительно-пространственные ориентировки; развивать временно-пространственные ориентировки; развивать динамическую и темпо-ритмическую организацию движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

«Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку» : Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка).

«Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т. д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).

«Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

«Поезд» ( Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)

«Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).

«Найди клад» (ориентировка по схемам).

«Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

«Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце)

«Что сначала, что потом» ( Воспитатель дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).

«Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

• Совершенствование движений общей моторики

• Совершенствование мелкой моторики

• Развитие артикуляционной моторики

• Развитие чувства темпа

• Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

«Делай как я»

Воспитатель выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции : «Делайте как я», «Продолжайте сами» : 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

«Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

• Артикуляционные упражнения

(Материалы в консультации, прошедшей в феврале 2023 года)

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

«Мышка и кошка»

Воспитатель показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

«Кулачки — ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:

Стук — стук, стук — стук.

Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:

Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп.

Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:

Стук — стук — стук, стук — стук — стук,

А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:

Хлоп — хлоп — хлоп, хлоп — хлоп — хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли — предпосылка для усвоения ударения, различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

«Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).

Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т. д., «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).

• Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).

Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка,, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т. д.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Слоговая пирамида» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Слоговая пирамида» для детей старшего дошкольного возраста Игра — один из лучших способов развития речи детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.

Консультация для родителей. Чтение для школьников: «Лечебные слова»Консультация для родителей. Чтение для школьников: «Лечебные слова» Дорогие родители! Предлагаю для ваших детей-подростков следующую реальную историю – о призвании. Оно есть в каждом человеке, чтобы люди.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок произносит бранные слова?»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок произносит бранные слова?» Наверное, все родители сталкиваются с тем, что в определенный момент своей жизни их ребёнок стал использовать в своей речи бранные слова.

Консультация для родителей «Что такое звуко-слоговый анализ слова?» Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте. Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной.

Консультация для родителей «Плохие слова»Консультация для родителей «Плохие слова» Консультация для родителей на тему: «Плохие слова». - Недавно мой Вовочка пошел в сад. Господи, каких он там только гадостей не набрался.

Консультация «Структура проведения занятий с детьми дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. Структура проведения занятий с детьми дошкольного возраста. Образовательный процесс в учреждении осуществляется.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Слоговая структура слова» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Чухнина Галина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Слоговая структура слова»
Опубликовано: 24 апреля 2023 в 14:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД