Получи документы

Консультация для родителей «Скоро в школу!»

Мария Ешмекова
Консультация для родителей «Скоро в школу!»

Консультация для родителей

Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. Важно помнить, что ни в коем случае не стоит натаскивать ребенка перед собеседованием, заставлять его зазубривать готовые ответы, ведь подготовка к школе — это кропотливый труд, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях.

Публикация «Консультация для родителей „Скоро в школу!“» размещена в разделах

Понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую, психологическую и социальную (личностную) готовность к обучению в школе. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Многочисленные исследования физиологов свидетельствуют о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье. Все дети, поступающие в первый класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Важность создания психологического комфорта для детей дошкольного возраста огромна. Позиция родителей должна основываться на доверии и уважении к своему ребенку. Необходимо дать почувствовать ощущение роста своих возможностей. Важно учитывать индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное воздействие. Ребенок должен чувствовать, что его любят и понимают, что ему всегда окажут поддержку. Страх перед школой, перед взрослыми, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность — плохие союзники в решении сложнейшей задачи перехода на новую жизненную ступень. Основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является готовность к учебной деятельности (к учению). А социальная (личностная) готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе. Особым критерием готовности дошкольника к обучению в школе является его внутренний настрой, желание учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть именно в эту гимназию очень важно и почетно, потому что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки — ведь детей привлекает все новое. Ребенок может стремиться в школу, так как хочет узнавать что-то новое, иметь определенные права, а также закрепленные за ним обязанности (рано вставать, готовить уроки). Возможно, он еще полностью не осознает того, что, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать — тогда можно отметить у ребенка сформированность позиции школьника.

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

Может ли он в течение 15-20 минут самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. д. ?

Можете ли вы сказать, что ваш ребенок ведет себя без стеснения в присутствии посторонних людей?

Умеет ли он описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

Может ли он рассказать стихи наизусть?

Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

Умеет ли ваш ребенок читать хотя бы по слогам?

Считает ли он до десяти в прямом и обратном порядке?

Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

Умеет ли он работать с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги?

Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

Знает ли ваш ребенок названия диких и домашних животных?

Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать яблоки и груши одним словом «фрукты»?

Любит ли он самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор?

Если вы ответили утвердительно на 14 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если малыш может справляться с содержанием 9-13 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 8 или менее, следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача — систематически заниматься с ним, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения придется очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание и закреплять пройденный материал, но не стоит отчаиваться — упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

Заниматься ли до школы?

Да, нужно. Но обучение дошкольников требует специальных занятий. Поэтому, прежде чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Обучение чтению, счету, подготовку руки к письму лучше всего проводить в игровой форме. Обучая, важно соблюдать чувство меры. Если ребенок будет знать слишком мало, в школе ему придется работать с напряжением, чтобы не отставать от других детей. Но если ребенок будет знать слишком много, ему станет скучно во время урока, он начнет отвлекаться, мешать другим, потеряет интерес к учебе.

Для того чтобы научить ребенка читать, необходимо прежде всего дать ему понятие о «слове» и предложении.

Не стоит дома обучать письму – это сложный методический процесс. А вот подготовить руку ребенка к письму необходимо до школы.

С первых дней в школе дети испытывают определенные трудности при письме, не могут сделать нужный нажим, рука быстро устает. Всего этого можно избежать, если подготовить руку к письму. В кисти руки много мелких мышц, но они развиваются позднее, чем крупные, и нуждаются в упражнении для своего развития. Огромное значение для развития мышц руки имеет рисование, лепка, конструирование. Кроме рисования просто предметов, нужно предложить ребенку проделать некоторые специальные упражнения с трафаретом из геометрических фигур – круга, квадрата, треугольника – и предложить ребенку обвести их карандашом, а потом заштриховать. Штриховка учит регулировать нажим, размах руки, при проведении линий не выходить за границы рисунка. Если ребенок научится штриховать, ему будет нетрудно соблюдать границы линеек и клеточек при письме. Обратите внимание ребенка на то, что штриховка производится в разных направлениях – сверху вниз, справа – налево, наискосок.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ детей выражаются ни в умении считать до ста. Бывает, что ребенок просто запоминает числа по порядку, как стихотворение.

Не умеет ответить какое из 2-х чисел больше, не сможет решить самую простую задачку. В повседневной жизни дети часто сталкиваются с измерениями и этим надо пользоваться. Вот большой кусок хлеба, отрезали часть – кусок стал меньше; и т. д. дети должны сознательно пользоваться словами

длиннее – короче, выше – ниже, толще – тоньше. Познакомьте детей с понятиями целое и половина (на примере яблока, конфеты). На предметах или игрушках надо показать состав числа, например, чисто 5 состоит из 2 и 3,4 и 1,2,2 и 1.

Во время счета не следует прибегать к помощи пальцев – в школе будет трудно отвыкнуть от этой привычки. Лучше использовать кубики, мелкие игрушки.

Готов ли ваш ребёнок к школе?

Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами, Вас всё равно не покидает какое-то беспокойство.

Что такое психологическая готовность к школе?

Это сложное образование, которое включает в себя все стороны детской психики, а именно развитие личности, учебные мотивы и волевые способности, уровень развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, речи и воображения, а также уровень развитие произвольности и некоторых учебных способностей ребенка. Большинство родителей отдают приоритет в готовности ребенка именно развитию познавательных процессов и учебных способностей, а некоторые видят показатель готовности только в них. Давайте рассмотрим, каковы должны быть эти показатели у ребенка с высоким уровнем психологической готовности.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница, и систематические занятия) является новым. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а покупка ранца или учебника - обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сёстрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например на ранец или тетрадки, а также закреплённые за ним обязанности, например рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Интеллектуальная готовность

Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5-10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе,

должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребёнок,

чтобы учиться в первом классе:

- внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;

- хорошая память;

- сообразительность;

- любознательность;

- развитое воображение;

- начальные навыки чтения, счёта, письма;

- физическая ловкость;

- волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

- организованность, аккуратность;

- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.

Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителей. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют свои силы.

Публикации по теме:

«Скоро Новый год». Консультация для родителей Скоро, скоро новый год! Веселый, зажигательный, незабываемый праздник, хороводы, игры, песни у ёлки, появление Деда Мороза, Снегурочка и.

«Скоро Новый год». Консультация для родителей«Скоро Новый год». Консультация для родителей Скоро, скоро новый год! Веселый, зажигательный, незабываемый праздник, хороводы, игры, песни у ёлки, появление Деда Мороза, Снегурочка.

Консультация для родителей «Не хочу идти в школу»Консультация для родителей «Не хочу идти в школу» Скоро школы страны откроют свои двери для учеников,с приближением учебного года родители сталкиваются с проблемой-Не хочу идти в школу.

Консультация для родителей «Скоро в школу»Консультация для родителей «Скоро в школу» Незаметно пролетели дошкольные годы, и вот уже нашим любимым дошколятам пора собираться в школу! Уважаемые, родители, в оставшиеся до.

Лэпбук «Скоро в школу»Лэпбук «Скоро в школу» Методические рекомендации по его использованию Рада вновь приветствовать коллег и друзей сайта на своей страничке! Сегодня поделюсь с Вами.

Практическое занятие «Скоро в школу!» (НОД)Практическое занятие «Скоро в школу!» (НОД) Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Скоро в школу!» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Ешмекова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Скоро в школу!»
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 20:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД