Папки-передвижки

Консультация для родителей «Сенсорное развитие дошкольника»

Журавлева Тамара Ивановна
Консультация для родителей «Сенсорное развитие дошкольника»

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей №196№

Консультация для родителей «Сенсорное развитие дошкольника»

Публикация «Консультация для родителей „Сенсорное развитие дошкольника“» размещена в разделах

Подготовила: воспитатель Журавлева Т. И.

Оренбург

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Воспитывать детей с первых дней жизни! Эту мысль неоднократно подчеркивали ученые Н. М. Щелованов и Н. М. Ансорина. Особое значение при этом придавали они сенсорному воспитанию, называя период раннего детства «Золотой порой сенсорного воспитания».

Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость, шероховатость и т. д., звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Таким образом, ощущения и восприятия - непосредственное чувственное познание действительности.

В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формировать в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, звучание, запахи и т. п.).

Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.

Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. С давних пор педагоги пользовались в сенсорном воспитании способом сравнения предметов по тем или иным признакам.

Если предметы одинаковы по форме и величине и отличаются по цвету (шарики, например, то можно по ним учить различать цвета. Так же можно подобрать предметы, одинаковые по форме, но отличающиеся по величине (набор кукол - матрешек, мисочек и т. д.). Могут быть наборы игрушек, отличающихся по величине и цвету, но одинаковых по форме. Подобранные таким образом предметы, игрушки становятся дидактическими пособиями на различение цвета, величины, формы и т. д. задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие к данным и многим другим предметам.

Другой путь - от общего, целостного восприятия предметов к вычленению их отдельных свойств и признаков. Отдельные свойства выступают в предметах в сложных и многообразных связях, и такое сравнение значительно труднее, чем с помощью дидактических пособий.

Особый характер приобретают познания предметов и явлений, когда наблюдение имеет определенную цель.

Наблюдения, связанные с трудом, с игрой, с конструированием, с рисованием отличаются друг от друга: в каждом случае замечаются и запоминаются в первую очередь специфические свойства о признаки явлений.

На занятиях задачи сенсорного воспитания и развития входят в дидактическую систему и осуществляются применительно к той или иной деятельности с учетом ее специфики.

Кроме того в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов. Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются условия для планомерного руководства функционированием ощущений, восприятий и представлений детей.

Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Поэтому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснить детям смысл их действий.

Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.

Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности: требуется специальное обучение по определенной системе. Обучая детей рисовать, лепить, строить педагог должен одновременно уделять специальное внимание развитию их воспитания, умения анализировать, обобщать и т. д. Поэтому более полезно предложить детям не один - два красивых дома, а ряд простых, но в определенной системе усложняющихся домов. Это будет способствовать формированию у них обобщенных умений строить дома вообще, а не какой-то один, пусть даже очень красивый дом. То же самое относится и к изобразительной деятельности.

Таким образом, продуктивная деятельность может быть организована по-разному: в одном случае дети получают некоторые навыки рисования, лепки, конструирования, но их общее развитие при этом остается фактически на прежнем уровне; в другом случае, они наряду с умениями рисовать, конструировать и т. д. получают умения воспринимать, сравнивать, обобщать.

И именно потому, что в последнем случае детей учат мыслить, их навыки и умения в той или иной деятельности будут, как правило, более гибкими, широкими, творческими, чем в первом случае.

Итак, наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачи умственного воспитания.

С помощью таких занятий как конструирование, лепка, рисование дети глубже познают такие свойства предметов, как величина, форма, цвет и т. д.

Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать.

Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием.

Обследование - основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания.

Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии и он нуждается в помощи воспитателя.

Обследование предметов должно проводиться цо-ралнхжу, а зависимости от цели его. Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные методы, которые характерны для многих видов обследования.

1. Восприятие целостности облика предмета.

2. Вычленение основных частей этого предмета и определение его свойств.

3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа).

4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

5. Повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.

Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.

Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.

Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.

В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиями иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с набором геометрических фигур, деревянными сборно-разборными игрушками, вкладышами и т. д.). эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.) позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме; величине., цвете предме

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника»Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.

Консультация для родителей дошкольников «Безопасность дошкольника дома» Опасность – дело, во всяком случае, не мгновенно, как кажется многим, ее нельзя сразу проглотить, а придется принимать понемногу, разбавленную.

Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника»Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА"Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В игре происходит развитие ребенка,.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация для родителей «Темперамент дошкольника»Консультация для родителей «Темперамент дошкольника» Все дети уникальны. Мы видим это с рождения. Кто-то любит быть в центре внимания, кто-то не может усидеть на месте, кто-то ревнует и обижается,.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольника в семье» Взаимодействие человека с окружающим миром приобретает особую актуальность. С первых лет в детях воспитывается понятие о том, что человек.

Консультация для воспитателей и родителей «Труд в жизни дошкольника»Консультация для воспитателей и родителей «Труд в жизни дошкольника» Программой воспитания детей в детском саду, предусмотрено трудовое воспитание детей. Воспитателю нужно, создать условия для того чтобы каждый.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Сенсорное развитие дошкольника» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Журавлева Тамара Ивановна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Сенсорное развитие дошкольника»
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 10:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД