Папки-передвижки

Консультация для родителей «Развиваем лексико-грамматический строй речи ребёнка»

Зинаида Цветкова
Консультация для родителей «Развиваем лексико-грамматический строй речи ребёнка»

Одной из основных задач обучения дошкольников с нарушением речи – это формирование у них лексико – грамматических навыков. У детей с нарушением речи зачастую обнаруживается расхождение в объёме пассивного и активного словаря: ребёнок понимает значение многих слов, но употребление этих слов в речи сильно затруднено. Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов – названий диких животных, птиц, профессий, частей тела. Часто словарный запас ограничивается бытовым уровнем, преобладают существительные и глаголы, обозначающие бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие качество и признак предмета. Как правило, формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарём.

Публикация «Консультация для родителей „Развиваем лексико-грамматический строй речи ребёнка“» размещена в разделах

Нарушение синтаксической структуры предложения, выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчинённых конструкций. Формирование лексико – грамматического строя речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Особенно хорошо усвоение материала идёт в игровой форме. Для развития словарного запаса можно предложить ребёнку составить рассказ о предмете, особенностях его строения. Попросить ребёнка рассказать, какие действия можно производить с этим предметом, назвать признаки по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид.

Для развития словарного запаса можно использовать следующие игры и упражнения:

• «Подбери картинку» (классификация предметов: овощи – фрукты, одежда – обувь, дикие и домашние животные и т. д.).

• «Найди лишний предмет» (груша, яблоко, помидор, апельсин).

• «Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: самолёт и птица, чашка и стакан, яблоко и апельсин).

• «Назови одним словом» (ботинки, сапоги, туфли – это обувь).

• «Назови части» (Рубашка: рукава, воротник, манжеты, карман. Чайник: ручка, носик, крышка.)

• «Подбери картинки к словам» (Маленький, серый, колючий: ёж. Большой, неуклюжий, косолапый: медведь.)

• «Скажи наоборот» (высокий – низкий, день – ночь, добрый – злой).

• Объяснить значение слов, звучащих одинаково но имеющих несколько значений: крыло, ручка, горлышко…

• Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «какое?», «какая?», «какие?», «какой?» к предмету. Снег: белый, блестящий…

Для развития словообразования предложите ребёнку упражнения:

• «Назови ласково»: яблоко – яблочко, комар – комарик, корова – коровушка…

• «Назови детёнышей» (в единственном и множественном числе): у коровы – телёнок, телята, у лошади – жеребёнок, жеребята…

• «Какой сок, варенье, каша?» (образование относительных прилагательных): из яблок - сок яблочный…

• «Собери семейку слов» (подобрать родственные слова и объяснить их значение): земля: земляной, земляника, землица, землянка.

• Образование сложных слов. Составить одно слово из двух: листья падают – листопад…

А вот в какие игры можно поиграть для закрепления словоизменения существительных, прилагательных, глаголов:

• «Один – много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа). Можно поиграть с мячом: взрослый кидает мяч и называет один предмет, а ребёнок возвращает мяч и называет этот же предмет во множественном числе. Например: стол – столы, окно – окна…

• «Что из чего?» (закрепление форм родительного падежа: гвоздь из чего).

• «Кто где живёт?» (закрепление форм предложного падежа: белка живёт в дупле).

• «Два и пять» (согласование существительного с числительным: два мяча – пять мячей, две матрёшки – пять матрёшек).

• Играем с глаголами, закрепляя согласование существительных и глаголов в числе: я иду – мы идём, ты идёшь – вы идёте, он идёт – они идут.

• «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными: мои сапоги, моё платье, мой шарф, моя кофта).

• «Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительнымти).

Разнообразные игры и задания на развитие лексико – грамматического строя речи положительно влияют на общее речевое развитие и на подготовку к дальнейшему обучению ребёнка в школе.

Публикации по теме:

Консультация «Играя с прищепками, развиваем речь ребёнка» Прищепками играем — не только мелкую моторику развиваем Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребёнка» В настоящее время всё больше детей имеют нарушения речи. Многих родителей интересует вопрос: "Возможно ли исправить недостатки речи, не.

Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка-дошкольника в условиях семьи» Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка, играя дома» Дорогие родители! Богатый словарный запас дошкольника, выразительная речь, речевая активность - это важные компоненты успешности ребёнка.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста» Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка. Ребёнок, который.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребёнка» Сегодня перед различными образовательными организациями, в частности детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге,.

Консультация для родителей (законных представителей) «У ребёнка общее недоразвитие речи — что это такое?» Консультация для родителей (законных представителей). «У ребенка …. ОНР – что это такое?»Цель: раскрыть представления родителей (законных.

Консультация для воспитателей «Грамматический строй речи» в средней группе Консультация для воспитателей «Грамматический строй речи в средней группе» Важнейшее значение в средней группе занимает работа по формированию.

Консультация «Развиваем речь ребёнка — на прогулке, на кухне, на даче» Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую.

Занятие на тему: «Дидактические игры, развивающие связную речь и грамматический строй речи детей на тему» Весна «» ТЕМА: «ВЕСНА ПРИШЛА…» Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками Формировать у детей представление о характерных признаках.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Развиваем лексико-грамматический строй речи ребёнка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Зинаида Цветкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Развиваем лексико-грамматический строй речи ребёнка»
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 00:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД