МААМ-картинки

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Чернова Анна
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.

Сказка – вымысел, произведение народной фантазии, складное, яркое, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл.

А русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия, открываются человеческие чувства и взаимоотношения: доброта, справедливость, приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту, родному языку.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок“» размещена в разделах

С какими же сказками нужно знакомить детей дошкольного возраста?

Со сказками о животных - в этих сказках действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся.

Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, описывает повадки, высмеивает пороки.

С волшебными сказками – где происходит чудо, приключения, геройства, превращения. В основе сюжета таких сказок находится повествование о поисках потери или недостачи с помощью чудесных средств или волшебных помощников.

А так же с бытовыми сказками – в которых рассказывается об обыденной жизни, в них добру, честности, благородству противопоставляется жадность, зло, зависть.

Зададимся вопросом: «Каково же значение русских народных сказок

Как мы знаем, сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Так же, сказка учит сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая детям возможность выбора собственной позиции. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, а также делают речь эмоциональной, образной, красивой.

Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка.

Уроки жизни, которые дает сказка?

Сказка учит, что мир делится на хороших и плохих;

Сказка формирует образ положительного героя;

Сказка учит не бояться трудностей;

Сказка учит : не имей сто рублей, а имей сто друзей;

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду;

Сказка учит, что хорошее дело не с первой попытки получается;

Сказка учит любви к родителям;

Сказка учит патриотизму;

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль;

Сказка учит, что добро всегда побеждает зло.

Как именно и почему сказку можно использовать для развития связной речи дошкольников?

Сказки динамичны, напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью. В нем много мелких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Преобразование сказки как средство развития связной речи.

Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Данный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными, а могут быть близкими к жизни детей.

Пример: Лиса и Заяц, вместо ледяной и лубяной избушек, могут оказаться на летающих тарелках. Или, с помощью волшебной палочки, оказаться в одной клетке городского зоопарка, или застрять в лифте многоэтажного дома.

Коллаж из сказок.

Если сказки знакомы, можно обойтись иллюстрацией: Баба Яга встретила Колобка и они вместе отправились к Лисе в лубяную избушку. Вариантов ситуаций может быть много, важно не забыть о главных, первоначальных героях. Ребёнку лучше преподносить этот метод в игровой ситуации.

Пример: в книге со сказками перепутались все страницы. Что же произошло с героями сказок?

Перевирание сказки.

Данным методом пользуются, когда сказка хорошо знакома ребёнку.

Например: Жила была девочка, звали ее Желтая Шапочка. Ребё нок поправляет: Нет, не Желтая! Взрослый: Да-да, конечно, я забыл (а! Так вот, отправилась Красная Шапочка к тете, и т. д.

Изменение ситуации в знакомых сказках.

Данный метод проб, ошибок и рассуждений позволяет двигаться к возможным ответам, приучая ребёнка постепенно менять ситуации в сказках.

Пример: «Гуси-лебеди». На пути девочке встречается Волк. «Волк и семеро козлят» - Волку мешает Медведь, который приглашает его на день рождения.

Сказка по-новому.

Этот метод, позволяет по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Для этого берется старая сказка, но ребёнку предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Пример: Семеро козлят становятся злыми и капризными, а добрый Волк помогает Козе их найти.

Эксперименты в сказках.

Метод, помогающий ребёнку не только в развитии речи и творческого мышления, но и в развитии чувств.

Пример: Морозко слишком жестоко поступил с героями. Предложить ребёнку придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и её дочери.

Сказки от превращений.

Этот метод помогает ребёнку в мыслях превращаться в кого угодно или во что угодно – это для ребенка уже начало фантазии и сочинительства.

Пример: Начало сказки : как хорошо летать над цветами и видеть всё сверху. Но однажды…»

Спасательные ситуации из сказок.

Взрослый, используя этот метод, специально придумывает экстремальные ситуации, требующие различных вариантов, «спасательных» решений.

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок, способствует развитию связной речи.

Закончи сказку.

Данный метод позволяет развивать умение логически завершать какой-либо рассказ, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

Методы чтения сказок.

Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

1. чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

2. чтение в сочетании с музыкой.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

1. чтение и рассказывание с игрушками ( например: повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

2. настольный театр (картонный или фанерный, например: по сказке «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Теремок»);

3. кукольный и теневой театр;

4. диафильмы и диапозитивы.

Волшебные русские народные сказки полны чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают и радуют ребёнка, но и закладывают основы нравственности.

Сказка имеет огромное значение для воспитания и развития ребенка. Через сказку малыш получает опыт старшего поколения. Она способствует расширению восприятия мира ребёнком, обогащает духовно, дает знания о жизни и ее законах, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало. Воображение помогает ему входить в роли персонажей из сказки, проживать будто на собственном опыте сюжеты реалий сказки, что делает его мышление более гибким и развивает интуитивное восприятие мира. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, опытом. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия.

Систематическое и планомерное использование русских народных является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Подведем итог, работу над связной речью ребёнка с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с дошкольного возраста. Это позволит ребё нку:

расширить словарный запас;

использовать в речи языковые средства выразительности;

речи становится осмысленной, логически выстроенной, связной, эмоциональной, образной

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Чернова Анна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Опубликовано: 26 октября 2023 в 10:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД