МААМ-картинки

Консультация для родителей «Развитие речи детей при ознакомлении с природой родного края»

Ершова Елена
Консультация для родителей «Развитие речи детей при ознакомлении с природой родного края»

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления, памяти, эмоций. Актуальность и значимость экологического воспитания детей становится жизненно необходимой, приоритетной задачей в воспитании детей дошкольного возраста.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей при ознакомлении с природой родного края“» размещена в разделах

Родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания и впечатления. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания.

Маленький ребенок смотрит в мир широко распахнутыми глазами и замечает все: крохотного паучка в густой траве, подвижного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками, знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир. При беседах с детьми можно отметить, как бедны познания детей о природе, явлениях, событиях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно детям выразить словами то, что видят, слышат, чувствуют. Порой им не хватает слов для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Можно обнаружить, что ребенок нарушает порядок слов в предложении, что существительные заменяет местоимениями. Словарный запас детей недостаточен; различая звуки речи на слух дети часто делают звуковую замену (например, звуки З и С, не дифференцируют звуки, некоторым детям они кажутся одинаковыми. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста.

Одними замечаниями «говори правильно» дело не поправить. Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. В процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребенка развивается любознательность, расширяется кругозор, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, объясняя свои высказывания, что положительно влияет на развитие связной речи. Наблюдательность учит ребенка делать выводы, развивает логику мысли. В процессе ознакомления с родной природой ребенок учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из важных факторов успешного обучения в школе.

Осознавая важность использования регионального компонента, я определила направление своей работы, как “Развитие речи детей в процессе ознакомления с природой родного края”. Природа своей силой и красотой позволит обогатить словарь и развить речь детей.

На мой взгляд, краеведческая деятельность предоставляет детям дополнительную возможность контакта с окружающим миром природы, дает убедительные, яркие ответы на возникающие у них вопросы, формирует образ малой Родины, помогает побудить у детей интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю. В нашей группе раз в неделю проходит кружок по краеведению. Он включает в себя целый спектр деятельности. Это и чтение художественной литературы, и беседы, интеллектуальные игры: «Знатоки природы родного края», «Сохрани природу», «Мир птиц», «Подводное царство», драматизации, опыты, викторины, прогулки, наблюдения, хороводы, заучивание стихотворений, рисование и другое. Вся работа направлена на интеллектуальное развитие, развитие речи детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы родного края, закономерностях, известных детям.

На территории нашего детского сада растёт более 10 видов деревьев, разнообразие трав и цветов, как садовых, так и луговых, несколько видов кустарников, есть представители царства грибов, на деревьях гнездятся птицы. Это настоящий клад для ознакомления детей с природой родного края и развития речи.

Экскурсии по экологической тропе дают возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всём многообразии и взаимосвязях, способствуют формированию конкретных знаний о животном и растительном мире, о сезонных изменениях в природе. Детям эти экскурсии приносят радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей родной природе. Наблюдения лучше проводить в то время, когда в природе наступают более яркие изменения, например, когда идёт массовое опадение листьев, или зимой, чтобы посмотреть следы на свежем снегу. На тропинке можно проводить также игры, театрализованные занятия. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Играют с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).

Наблюдая за явлениями в природе, за животными, растениями ребенок познает не только внешние признаки и свойства, но и их связь со средой обитания родного края. С их помощью мы с детьми, используя приметы, прогнозируем погоду: собака купается в снегу – к пурге, собаки играют друг с другом - к тёплой погоде, кот спит на спине, раскинув лапы, — жаркой погоде, перед бураном воробьи собираются стаями.

В конце прогулки подвожу итог: «Сегодня погода (например) солнечная, ветреная, теплая. Придем в группу и отметим в календаре значками признаки погоды». Вернувшись с прогулки, предлагаю детям самим без моих вопросов рассказать о погоде, выслушиваю всех, уточняю реплики, высказывания детей, хвалю за наблюдательность, за хорошие словесные определения.

Детям интересны пословицы, поговорки, считалки.

Проговаривая их, у ребенка закрепляется произношение звуков, совершенствуется грамматический строй речи, формируется фразовая речь. Также использую стихотворения, загадки для развития выразительности речи. Произведения о растениях, животных воспитывают интерес к природе и развивают речь дошкольников.

Использование наглядных методов (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеороликов о природе, словесных (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, практических (экологические игры, опыты, труд, игровых приемов, помогает усвоить сложный речевой материал.

Детям предлагаю дидактические игры и упражнения экологического характера: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных», «О чём говорят экологические знаки», «Что опасно для природы», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Угадай-ка».

Игры на формирование звуковой культуры речи, которые также способствуют усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят с животными родного края : «Накормим зверей», «Чьи детеныши, «Чей это голос?», «Громко – тихо». Знакомят детей с понятием «быстро – медленно», «громко – тихо», «протяженно – отрывисто». Ребенок воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса, ритм, темп, развивает координацию голоса с движением.

Для закрепления правильного произношения использую чистоговорки и скороговорки, насыщенные нужными звуками. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто, четко. Например, играя в игру: «У кого лиса?», спрашиваю: «Са-са-са, у кого лиса?», ребенок, у которого игрушка лисы отвечает: «Са-са-са, у меня лиса». В старшем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. С этой целью предлагаю следующие упражнения: произнеси чистоговорку тихо, быстро, вполголоса, выделяя голосом звуки, слова, меняя интонацию. Использую их для совершенствования фонематического слуха: произношу чистоговорку и прошу детей перечислить те слова, в которых есть определенный звук. Особое внимание уделяю молчаливым, скромным детям. Если ребенок стесняется, предлагаю проговорить ему вместе со мной, с товарищем по группе. Такая работа позволяет вселить в детей уверенность в своих силах, помогает многим преодолеть страх говорить, ошибиться при рассуждениях. Дети делятся друг с другом и взрослыми своими наблюдениями о погоде, о проведённом дне, о посещении зоопарка, своих выходных.

Упражнения «Животные в зеркале», «Отзовись» формируют представление о связи звука с артикуляцией, вырабатывают длительный речевой выдох. Развивать слуховое восприятие и понимание речи, формировать связь между словом и образом помогают такие игры: «Доскажи слово», «Послушай и доскажи».

В нашей группе имеется достаточное количество настольно – печатных игр о природе родного края, в которые дети играют с удовольствием: «Природа – не природа», «Кто где живёт?», «Загадки о животных», «Чей малыш?», «Чей домик?», «Узнай по контуру», «На что похоже», «Времена года» и др.

Ухаживая за цветами в группе, дети приобретают опыт ухода за растениями, расширяют свой кругозор. Важно, чтобы свои действия дети сопровождали речью, анализировали и сравнивали, делали выводы.

Параллельно работая с детьми по развитию речи при ознакомлении с

природой, осуществляю тесное сотрудничество с родителями. Родители участвуют в оснащении группового помещения (уголок краеведения, ряженья, центр природы). Участвуют в совместных мероприятиях – это праздники, развлечения, фотовыставки, выставки рисунков, поделок и др.

Свою работу я строила в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию. В стендовой информации в рубриках: «Логопед советует», «Почитай-ка», «Консультация для родителей», «Обсудите с детьми» родители узнают о важности развития речи дошкольников.

Совместная работа педагогов ДОУ способствует родительскому просвещению и более глубокому закреплению у детей имеющихся знаний и умений.

Ознакомление дошкольников с природой родного края обогащает связную речь, способствует развитию любознательности, интегративных качеств личности в соответствии с ФГОС.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к традициям и культуре родного края» Воспитание ребенка – это не только обучение его основным навыкам и знаниям, но и привитие ему любви к своей родине, культуре и традициям.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Развитие речи детей при ознакомлении с природой родного края» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ершова Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речи детей при ознакомлении с природой родного края»
Опубликовано: 20 марта 2024 в 10:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД