Папки-передвижки

Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста«

Марина Соколова
Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста«

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Публикация «Консультация для родителей „Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста„» размещена в разделах

Вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во- вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и с взрослыми.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Ребенок общается не только в садике с педагогами и сверстниками, но и дома со своими родителями. Поэтому, уважаемые родители, смелее подключайтесь к активной деятельности развития речи своих детей. Для этого совсем не обязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, скороговорок, незамысловатых упражнений по развитию речи, которые легко можно использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашими детьми, это и радость от общения, и формирование доверительных и дружеских отношений.

Именно вы, родители, должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать его жизнь и помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.

Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Считаю, что прививать любовь к родному языку, к изучению правил правильной речи нужно с формирования желания постоянно читать. Чем чаще детям мы читаем, тем выше у них активность в мозге во время прослушивания историй. И это понятно. Когда ребенок слушает историю, он должен сложить все детали в своей голове. (Это отличается от просмотра, где все показано на экране.)

Читайте систематически с детьми вслух лучшие произведения детской литературы с последующим обсуждением прочитанного. Ребята привыкают к чтению, слушают охотно, со временем смогут ответить на любые вопросы по тексту, впоследствии даже сами будут просить прочитать полюбившиеся им книги.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Дорогие родители, активно используйте в совместной деятельности с вашими детьми развивающие игры. Игры интересны для дошкольников, эмоционально захватывают их. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Развивающие игры открывают широкие возможности для развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи. Но хочу заметить, что при проведении любой игры нужно помнить: ребёнку должно быть интересно и комфортно.

Именно развивающие игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые необходимо, как мы считаем, ему дать. Развивающие игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать. В итоге она помогает развивать умственные способности детей.

Далее предлагается система игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей. Успехов вам, уважаемые родители, в воспитании любимых чад!

• Игра «Узнай по описанию»

Вы называете признаки предмета, а малыш должен угадать слово. Например, если вы загадали существительное «апельсин», то называете прилагательные «круглый», «твёрдый», «полезный», «оранжевый», «кисло-сладкий». Затем можно поменяться ролями: ребенок будет загадывать вам слова. А если взрослый намеренно с большим трудом будет отгадывать загадки малыша, то от этой игры будет не только польза, но и огромное удовольствие.

• Игра «Подбери слово»

Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, к слову «зима» он должен подобрать такие прилагательные, как «холодная», «снежная», «морозная». К существительному «снег» – прилагательные «белый», «пушистый», «чистый», «сверкающий», «лучезарный», «мягкий», «рыхлый», «липкий»

• Игра «Слова-мячики» (или «Скажи наоборот»)

Взрослый бросает малышу мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже малыш первым произносит слово, а родитель подбирает к нему антоним.

• Игра «Кто что умеет делать»

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Вы задаете вопрос: «Что умеет делать кошка?». А ребенок должен ответить, что она мурлыкает, выгибает спину, царапается, прыгает, спит, играет и т. д.

• Игра «Только весёлые слова»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

• Игра «Поймай слог»

Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый «бросает» ребенку слог, а он должен «превратить» его в слово.

Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т. д.

• Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).

Взрослый говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели.

Аналогичные задания на следующие словосочетания:

- Чистый воздух (свежий воздух).

- Чистая вода (прозрачная вода).

- Чистая посуда (вымытая посуда).

- Самолёт сел (приземлился).

- Солнце село (зашло).

- Река бежит (течёт, струится).

- Мальчик бежит (мчится, несётся).

- Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный,

очень маленький (малюсенький).

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста«
Опубликовано: 28 августа 2023 в 11:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста«» (включая файлы) размещена пользователем Марина Соколова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД