Получи документы

Консультация для родителей «Развитие познавательных способностей у дошкольников в семье»

Татьяна Базаркина
Консультация для родителей «Развитие познавательных способностей у дошкольников в семье»

В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. От уровня развития познавательных процессов дошкольника зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие познавательных способностей у дошкольников в семье“» размещена в разделах

В детском саду для детей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако, в познании мира ребенком большая роль принадлежит семье. Если в семье принято, что родители вечера напролет проводят, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.

Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой. Ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.

Развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.

Упражнения, способствующие развитию восприятия

Перевертыши" (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).

"Как пройти к зайке", "Путешествие по комнате", "Куда пойдешь, что найдешь" (ориентация в пространстве по плану - схеме).

«Узнай форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).

«Найди отличия» (учить находить отличия у похожих предметов).

«Построй по росту» (построить предметы, соответственно их высоте).

«Сложи картинку» (составить из частей целую картинку).

«О чем я говорю?» (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь).

«Какое время года?» (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).

«Угадай предмет» (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

Упражнения, способствующие развитию внимания

-«Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

- Игры – головоломки, лабиринты, загадки.

- «Найди отличия». «Найди два одинаковых предмета».

- «Будь внимателен» Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

- «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

- «Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

- «Назови, что ты видишь» Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

- «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

- Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

- Раскрашивание по образцу.

Упражнения, способствующие развитию мышления и речи

- «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

- «Найди в ряду лишнюю фигуру».

- «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

- «Оканчивание слов». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

- «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).

- «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

- Загадки.

- «Назови пять видов фруктов, похожих на яблоко»

- «Поиск общего» например, найди общие признаки между предметами: книга, телевизор

- «Что в чем?». Определи, чему принадлежит указанная часть предмета. Например: листок-книга, книга-библиотека.

- Игра «Почему это произошло?» Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций: дерево во дворе было облеплено птицами.

- Игра «Что может произойти, если…» - Растение долго не поливать…; - На раскаленную сковородку капнула вода…; - Мальчик чиркнул спичкой…

- Игра: "Найди лишнее". 1. Помидор, капуста, яблоко, огурец, редис; 2 Книга, журнал, тетрадь, пенал, газета; 3. Роза, гвоздика, астра, берёза, пион; 4. Шар, кубик, апельсин, яблоко, мяч и т. д.

Упражнения, способствующие развитию памяти

- «Детектив». Развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматри- вает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

- «Пирамида». Развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок - повторяет и т. д.).

- «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.

- «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

- Нарисуй такой же. Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

- «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

- «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.

- «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

- «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Упражнения, способствующие развитию воображения

- Игра «Дорисуй».Каждому игроку раздаются карточки с нарисованными окружностями, нужно каждый круг дорисовать до воображаемого предмета.

- Игра «Выкладывание фигур». Ребёнку предлагается из определённого числа палочек сложить какую-нибудь фигуру. Можно договориться, что разрешается использовать другие необходимые предметы.

- Игра «Чудесный лес». Ребенку дать лист бумаги с рисунками, на которых нужно дорисовывать то, что лишь намечено: ветки, муравьи, животные, бабочки, цветы. Ребёнок рисует то, что, как ему кажется, там должно быть нарисовано. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все заготовленные фигурки. Можно устроить сочинить сказочную историю о чудесном лесе. Также можно играть в игры «Чудесный дом», «Чудесное море» и т. д.

- Игра «Сочиним историю». Взрослый начинает историю: «Жили – были…» - далее придумывает ребенок. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленном.

- «Слепой художник». Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

- Взрослый может попросить ребенка перечислить те образы, которые ассоциируются у него со следующими словами: зима (снег, санки, лыжи, холод и т. п.); время; бедность; жара; терпение; обед; нежность; счастье.

- Игра «Письмо». Когда-то люди не знали букв, но передавали информацию, рисуя в письмах. Можно предложить детям написать своим друзьям рисованное письмо. Наппимер, пусть ребенок напишет своему другу " пойдем вечером играть в футбол ". А можно просто попросить детей написать друг другу письма - рисунки, а потом проверить поймет ли адресат, что ему было передано в этом письме.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребенка» Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребёнка» Умственное развитие дошкольников.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Развитие познавательных способностей у дошкольников в семье» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Базаркина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие познавательных способностей у дошкольников в семье»
Опубликовано: 19 марта 2023 в 20:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД