Папки-передвижки

Консультация «Развитие изобразительного творчества дошкольника средствами экспериментирования в период карантина»

Елена Арбузова
Консультация «Развитие изобразительного творчества дошкольника средствами экспериментирования в период карантина»

Вот уже несколько недель многие взрослые и дети вынуждены сосуществовать под одной крышей в режиме добровольной самоизоляции. Всем нам – и взрослым, и детям – сегодня нужно учиться жить в новой реальности. От того, какую среду мы создаем у себя дома, в своей семье, зависит, каким вырастет ребёнок. Взрослые, заинтересованные в развитии детей, должны многое для этого сделать. Мы предлагаем продолжить наше общение и взаимодействие в рамках развития детей, и создать условия для творческого развития ребенка в семье, ведь творчество ребенка - это важнейшее качество его личности, это универсальная способность, лежащая в основе формирования всех других способностей. Это особое мировоззрение ребенка, особое отношение его к окружающему миру, как в плане его восприятия, так и в плане его преобразования. Развитие творческой способности происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами уже в дошкольном возрасте.

Публикация «Консультация „Развитие изобразительного творчества дошкольника средствами экспериментирования в период карантина“» размещена в разделах

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Задача родителей поощрять любознательность, сообщать детям знания, вовлекать их в различные виды деятельности, способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Важным условием развития изобразительного творчества старшего дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности в семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Может быть, вы никогда над этим не задумывались, но потребность в рисовании есть у каждого человека. Независимо от того, сколько вам лет и умеете ли вы изобразить кролика. С вами не было такого, что, задумавшись, вы начинаете что-то рисовать (чертить, штриховать, выводить круги ручкой на листе бумаге? Такое нередко случается, к примеру, во время лекции, длительного или «нервного» разговора по телефону, в момент ожидания чего-то, волнения. Рисунок помогает нам высвободить свои чувства наружу, получив тем самым облегчение. А для развития ребенка значение рисования как процесса и результата вообще трудно оценить и даже описать словами. Многим родителям знакома проблема детских страхов, переживаний, дискомфорта. Посредством рисования ее можно решить, психологи называют это изотерапией. Предложите ребенку нарисовать свои страхи на бумаге, спросите у ребенка, что его волнует или чего он боится. А дальше можно поступить несколькими способами: из «страшного» сделать что-то милое или беспомощное: злую собаку можно «посадить на цепочку» и «надеть намордник», а в темной комнате «поставить торт со свечами». Включите свое воображение и увидите, это точно работает.

Рисование – это процесс невероятной глубины и смысла. Даже абсолютно неосознанное и бессмысленное. Если говорить о детском рисовании, то первым на ум приходит развитие в этом процессе мелкой моторики. Это на самом деле крайне важно, и вовремя начавший рисовать ребенок, скорее всего, вовремя заговорит. А несчетное количество техник и разнообразных приемов в рисовании позволяет развивать ту же саму мелкую моторику с большим интересом. Но это далеко не единственное и отнюдь не главное значение рисования для ребенка. Наверное, в первую очередь, это способ развития гармоничной личности. Как ни как, рисование – процесс творческий. ребенок может попробовать себя и оценить свои возможности, развивать эстетические свои стороны. С помощью рисования маленький художник не только отображает действительность и мир, но и стремительно познает его. Любой родитель может обернуть урок рисования в развивающее познавательное либо захватывающее игровое занятие. Для создания положительно-эмоциональной атмосферы и интереса ребенка можно включить сюрпризные моменты, введение игровых персонажей, создание игровой мотивации. Данные приёмы вызовут у ребенка не только удивление и эмоциональный отклик, а также разовьют наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.

Например, в некотором царстве, в Гуашевом государстве жили-были три прекрасные царевны - Красная, Желтая и Синяя. Красная царевна была самой горячей, яркой, величественной, веселой и смелой. Желтая царевна была доброй, солнечной, золотой и богатой. А Синяя царевна была спокойной, тихой и печальной. Однажды прекрасным царевнам захотелось нарисовать радугу, и они обратились к вам за помощью: как три цвета превратить в радугу?

Также целесообразно создание проблемных и проблемно-игровых ситуации, ,например, скажите ребенку что, пираты украли все карандаши и краски. Спросите у него, как же мы теперь будем рисовать? Расскажите ребенку, что ре создание рисунков ре возможно не только красками, ре карандашами, фломастерами, но и ре подкрашенной мыльной ре пеной, свечой, ре пластилином, цветной ре бумагой и многими ре другими материалами. После рисования, обязательно обсудите с ребенком, что получилось легко, а в чем были затруднения. Объясните ребенку - неудачное решение – это тоже положительный опыт.

С помощью рисования можно учить формы, цвета, размеры, пространственные понятия. А еще здорово поднимать самооценку творца, каждый раз хваля его за шедевры. С помощью рисования вы можете направлять ребенка в то или иное русло, сознательно развивая определенные навыки. Так, очень полезно приучать ребенка рисовать маленькие детали, поскольку деткам это дается довольно-таки трудно. Для этого играйте в «дорисовки». Нарисуйте, например, человечка и попросите дорисовать глаза, нос и рот. Деткам поменьше можно предложить нарисовать яблочки на дереве или лучики на солнышке. Двухлетнему ребенку полезно предлагать рисовать следующие детали: линии. Это может быть отдельный рисунок или завершение вашего. Хорошая игра, когда ребенок рисует море: вначале тихое и спокойное, а потом бурное, штормовое. Сопровождайте процесс рассказом, чтобы ребенок почувствовал смену обстановки: «Было солнечно и тихо на берегу. Водичка красиво блестела и переливалась. Но вдруг набежали серые тучи и подул сильный ветер: море взбушевалось и начали расти высокие волны». Задания типа соединить линиями общие предметы или помочь зайке найти дорогу к морковке также очень хороши и интересны. Не стоит забывать, что изобразительное творчество детей дошкольного возраста – это создание ребенком значимого, прежде всего для него субъективно нового продукта. Средствами развития изобразительного творчества дошкольников являются игры, наблюдение, знакомство с различными техниками изобразительной деятельности, экспериментирование.

Экспериментирование в изобразительной деятельности это работа с различными материалами, разнообразными методами, способами и предоставление работ в разных формах. ре Нетрадиционные техники ре изображения способствуют ре тому, чтобы ре избежать копирования ре готового образца, ре посредствам демонстрирования ре ребенку исключительно ре способов действия с ре материалами и инструментами. ре Такой подход ре является серьезным ре толчком для ре развития творчества, ре воображения, выражения ре индивидуальности, проявления ре инициативности и самостоятельности. ре Пользуясь разнообразными ре способами изображения ре на одном ре рисунке и комбинируя ре их, ребенок ре учится думать, ре самостоятельно выбирать ре необходимую технику, ре для создания ре наиболее выразительных ре образов. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Процесс экспериментирования с ре разнообразными материалами и техниками ре позволяет ребенку ре создавать новые ре образы, использовать ре новые изобразительно-ре выразительные средства в ре процессе работы, что будет обеспечивать развитие творчества. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.

Развитие творческих способностей детей зависит от экспериментирования и является актуальным в образовательном процессе. Это позволяет детям на обычном материале учиться решать сложные интеллектуальные задачи, выделять проблемы, задавать вопросы, строить гипотезы, анализировать.

Детское экспериментирование не заканчивается в рамках рисования, дошкольники с удовольствием вводят реальные детали в лепные картины, можно предложить использовать детям бросовый материал. Разнообразные формы художественного экспериментирования на занятиях, создают эмоциональный настрой на творческую деятельность. Детям следует предоставлять как можно более разнообразные материалы для экспериментирования в творчестве.

В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Эксперименты с различными материалами в изобразительной деятельности обогащают воображение детей разными образами, развивают их эстетическую восприимчивость к окружающему миру, играет важную роль в становлении личности ребёнка в его всестороннем развитии. Поэтапная организация работы предполагает также последовательное освоение детьми различных видов художественного экспериментирования : сначала предусмотрено экспериментирование с цветом, затем – экспериментирование с материалами, их свойствами и способами применения, на завершающем этапе – экспериментирование с художественными эффектами и различными способами создания изображений :

экспериментирование с цветом. Дети с активно смешивают цвета, высветляют, затемняют исходный цвет для получения нужного оттенка. Особый интерес вызывает смешение цветов пластилина. В результате дети приходят к пониманию механизмов получения нужного цвета, кроме того, получают представления о цветовой гармонии

экспериментирование с материалами, их свойствами. Ассортимент художественных материалов на сегодняшний день огромен. Одних только видов бумаги можно насчитать не один десяток, а еще новые материалы: фоамиран, фетр, сезаль, плюс ко всему природный и бросовый материал, и др. Сравнивайте различные материалы, выявляйте их особенности, соотносите их свойства с изображаемым объектом и выбирайте наиболее подходящий

• в процессе экспериментирования с инструментами и способами их применения подведите ребенка к выводу, что рисовать можно не только карандашом и кистью, что деталь аппликации можно не только вырезать, но и оборвать по контуру, и т. п. Оказывается, любой хорошо знакомый нам предмет может стать инструментом для рисования. Этот момент особо интересен детям.

экспериментируя с художественными эффектами знакомьте ребенка с различной фактурой материала, что помогает добиваться большей выразительности. Детям очень понравится создание фоновых текстур с использованием полиэтиленовой пленки, малярной ленты, кусочков ковролина.

Уважаемые родители, детям следует предоставлять как можно более разнообразные материалы, знакомить с разнообразными техниками, и показать ребенку, что рисовать можно не только карандашами и красками, а приведенные ниже примеры, помогут вам не только правильно это сделать но и познакомить ребенка с свойствами веществ и материалов:

Рисование ватной палочкой

Материал: половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски, баночка с водой, тряпочка.

Техника выполнения:

1. Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например бабочки.

2. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы сменить цвет, приготовьте чистую ватную палочку.

3. Из точек на крыльях бабочки составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы и т. д.

Рисование восковыми мелками и гуашью

1 способ:

Материал: бумага, восковые мелки, гуашь, баночка, губка

Техника выполнения:

На белом ватмане рисуем восковыми мелками изображение. Покрываем альбомный лист водой гуашью. Слой краски должен быть плотным, ровным. Вода «свернулась» в капельки. Проявилось нарисованное изображение.

Вывод о свойствах вещества:

Воск отталкивает воду

2 способ:

Материал: гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, бумага, пластиковые ложки

Техника выполнения:

Возьмём пластиковые стаканчик с водой. Добавляем гуашь. Всё перемешиваем. Добавляем шампунь или средство для мытья посуды. Соотношение1: 1:5

Опускаем трубочку в стаканчик и начинаем дуть в неё до тех пор, пока над стаканчиком не поднимется мыльная «шапка». Берём пузыри ложками и переносим на бумагу. На бумаге появляются разнообразные отпечатки.

Вывод о свойствах вещества:

Вода не имеет цвета, но легко окрашивается в любой цвет при помощи красок, пищевых красителей. Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую плёнку. Мы выдуваем воздух, плёнка его обволакивает, и получается пузырь.

Рисование льдом

Материал:вода, краски (или пищевые красители,формы для льда, палочки для мороженого, лист бумаги, морозилка.

Техника выполнения:

Разлить закрашенную краской или пищевыми красителями воду в формочки для льда и заморозить их. Рекомендуем в каждый кусочек вставить палочку для мороженного, либо зубочистку. Заморозить эти кубики в морозилке. Извлечь лёд из формочек. Рисовать льдом на бумаге. Лёд тает, оставляя разноцветные следы.

Вывод о свойствах вещества:

Лёд – это вода в твёрдом виде. Вода не имеет цвета, но легко окрашивается при помощи красителей, или красок.

Рисование на льду

Материал: вода; несколько форм для создания ледяных «куличиков» (стакан, тарелка и др). Глубокая миска, на которой будете рисовать (противень); соль; краски: гуашь, или акварель. Кисточки, палитра для красок.

Техника выполнения:

Заморозить формочки с водой. Извлечь ледяные куличики. При помощи пипетки, или шприц без иголки наносить на лёд, окрашенный солевой раствор.

Вывод о свойствах вещества:

Лёд – это вода в твёрдом виде. Соль растапливает лёд.

Рисование зубной пастой

Материал : лист А4, зубная паста, кисточка, карандаш, краски.

Техника выполнения:

Сделайте заготовку рисунка зимнего пейзажа, набросав линии карандашом. Дайте ребенку тюбик белой зубной пасты, и пусть он выдавливает ее по контурам. Затем предложите разрисовать композицию краской. Это не только очень красиво, но и полезно для развития моторики.

Рисование солью

Материал: лист бумаги, гуашь, вода, кисточка, соль

Техника выполнения:

Берём соль, посыпаем на краску. Ждём, пока соль высохнет. Получаем на поверхности листа своеобразный рельеф и фактуру.

Вывод о свойствах вещества:

При попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент, поэтому вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы

Магнитные рисунки

Техника выполнения:

Положить один магнит под лист бумаги. Нанести краску на лист бумаги. Положить магнит, или скрепку на лист бумаги и двигать им по листу бумаги. Получаются удивительные отпечатки

Вывод о свойствах вещества:

Железные предметы притягиваются через бумагу. Магнитное поле действует через бумагу.

Рисование воздухом

Опустить пипетку в баночку с раствором, набрать каплю раствора и перенесите ее на лист бумаги. Набрать воздух в легкие и раздуть каплю: снизу (как – будто толкая вперед) или сверху

Примечание:

- если выдувать снизу, получаются разводы (ветки, деревья и т. п.)

- если выдувать сверху получаются кляксы (цветы, звезды, снежинки и. т. п.)

- конец трубочки не должен касаться ни бумаги, ни пятна.

Вывод о свойствах вещества:

Воздух внутри нас.

Штампование воздушным шариком

Материал: воздушные шары малого размера, краски гуашь, или акварель, лист бумаги

Техника выполнения:

Надуть воздушные шары. Нанести краску на одну сторону шарика. Делать отпечатки на листе бумаги, создавая рельефный фон.

Вывод о свойствах вещества:

Воздух невидимый. Воздух внутри нас. Воздух внутри воздушного шарика.

Оттиск разными видами бумаги

Материал: бумага, салфетка, гуашь, прищепка, лист бумаги А4

Техника выполнения:

Заготавливаем комочки смятой бумаги, салфеток, ватных дисков, ткани, обмакиваем их в белую гуашь и прикладываем к рисунку, оставляя неравномерные отпечатки.

Вывод о свойствах вещества:

Бумага мнется; чем толще бумага, тем она труднее мнется. Тонкая бумага намокает быстро и распадается, бумага толще тоже намокает, но ей нужно больше времени.

Линотипия

Рисование нитками

Материал: нити 25-30 см, краски гуашь,или акварель, лист бумаги

Техника выполнения:

Несколько ниток окрасить в разные цвета, выложить, как захочется на одной стороне сложенного пополам листа бумаги. Концы ниток вывести наружу. Сложить половинки листа, прижать рукой сверху, разгладить. Затем, не снимая руки с листа, другой рукой осторожно выдернуть одну нитку за другой. Развернуть лист.

Вывод о свойствах вещества:

Текстильные нити имеют свойство впитывать

Оттиск кусочком ткани

Материал: кусочки любого материала, краски акварель, или гуашь, лист бумаги

Техника выполнения:

Необходимо смять кусочек материала. Нанести слой краски. Затем окрашенной стороной оставлять отпечатки.

Вывод о свойствах вещества:

Ткань мнётся, имеет свойство впитывать

Рисование стеклянными шариками Марблс

Материал: шарики Марблс (либо крупные бусины, крышка от обувной коробки, двусторонний скотч, гуашь, кисточки

Техника выполнения:

На шарики Марблс густо нанести краску. На двусторонний скотч прикрепить внутрь крышки из-под картонной обувной коробки бумагу. Катать шарики по дну крышки. Получаются очень яркие и насыщенные работы.

Вывод о свойствах вещества:

Стеклянные шарики имеют гладкую форму. Стекло прозрачно, но его можно закрасить краской.

Рисование на фольге

Материал: фольга, краски, кисточки, бумага, ватные палочки

Техника выполнения:

Нанести на фольгу рисунок. Перевернуть на лист бумаги. Прижать рукой. Рисование на фольге очень отличается от бумаги. Во-первых, хорошо видно как смешиваются цвета, во-вторых, краска отлично скользит. Подходит для развития сенсорных ощущений у малышей. Рисовать можно пальцами, кисточками, ватными палочками и т. д.

Вывод о свойствах вещества:

Фольга мнётся, скользкая, не впитывает воду

Оттиск целлофаном

Материал: лист бумаги, гуашь, целлофановый пакет, кисточки, вода

Техника выполнения:

Тонировать лист бумаги плотным слоем гуаши. Наложить на бумагу целлофановый пакет. Аккуратно сдвигать пакет руками, образуя складки. Оставить до высыхания. Убрать целлофан. Получается интересный оттиск подобный мрамору.

Вывод о свойствах вещества:

Целлофан прозрачный, легко мнётся, имеет скользкую поверхность, не впитывает воду.

Рисование мелом

Материал: цветные мелки, сахар, вода, крахмал, бумага.

Техника выполнения:

1) Поместим мелки в сахарный раствор, затем высушим, и они станут гораздо плотнее и крепче, а наши рисунки веселее и ярче.

2) На мокрой бумаге мел ведёт себя практически также как краска

3) Если обмакнуть конец мелка в жидкий крахмал, то его цвет станет более ярким и благодаря нему мел меньше сыпется.

Вывод о свойствах вещества:

Мел легко ломается, пачкается, оставляет на бумаге бледный след. Мокрый мел имеет более яркий цвет, не сыпется. Сахар при высыхании кристаллизуется и благодаря прозрачности кристаллов растворенные в них краски становятся ярче. Те же свойства имеет мел, смоченный в жидком крахмале.

Уважаемые родители, пусть ваши дети проявляют свои способности и развиваются вместе с вами. Дерзайте, творите! Пусть творчество доставляет радость вам и вашим детям! Успехов вам в творчестве!

Публикации по теме:

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Отмечаем День рождения в детском саду в период карантинаОтмечаем День рождения в детском саду в период карантина День рожденья - особая дата, Этот праздник ни с чем не сравнить, И волшебник придумал когда-то Имениннику радость дарить. Пусть лицо Твое.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества»Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества» Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества» Ваш малыш изводит горы бумаги! На этом листочке домик, и на следующем.

Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию "О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте", которую я подготовила для.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Рецепты и кулинарные размышления в период карантинаРецепты и кулинарные размышления в период карантина Несложный в приготовлении полезный перекус или самостоятельное блюдо В нашем языке появилось новое слово - САМОИЗОЛЯЦИЯ. Приживётся ли.

Родительское собрание «Развитие ребенка средствами изобразительного искусства» Протокол №3 родительского собрания в средней группе от 25.02.12г. Повестка дня: 1.«Развитие ребенка средствами изобразительного искусства».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие изобразительного творчества дошкольника средствами экспериментирования в период карантина»
Опубликовано: 18 мая 2020 в 22:15
+23Карма+ Голосовать

Публикация «Консультация «Развитие изобразительного творчества дошкольника средствами экспериментирования в период карантина»» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Арбузова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД